16+
Четверг, 27 июня 2024
  • BRENT $ 85.26 / ₽ 7441
  • RTS1130.73
18 июня 2024, 23:33 Политика

Отношения Москвы и Ханоя придется строить по-новому. Комментарий Георгия Бовта

Путин посетит Вьетнам 19-20 июня

Лента новостей

Несмотря на санкционное давление, российско-вьетнамским отношениям все же можно придать дополнительным импульс, апеллируя еще к сформулированному Хо Ши Мином в 1945 году правилу «больше друзей — меньше врагов», считает политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Из Северной Кореи Владимир Путин направится во Вьетнам с двухдневным государственным визитом. По словам посла Вьетнама в России Данг Мин Хоя, лидеры двух стран обсудят двустороннее всеобъемлющее стратегическое партнерство до 2030 года, более четко определив ключевые направления сотрудничества — от экономики, торговли и обороны, энергетики, науки и технологий до образования, культуры и народной дипломатии. Данг Мин Хой отметил, что, несмотря на последствия пандемии и влияние мировой и региональной нестабильности, торговый оборот между двумя странами по итогам 2023 года составил более 3,6 млрд долларов. Чего ждать от визита?

Несмотря на то, что между Вьетнамом и Евразийским экономическим союзом действует режим свободной торговли, торгово-экономические отношения России с прежним верным азиатским союзником СССР оставляют желать лучшего. Хотя помощник президента РФ по международным делам Юрий Ушаков более оптимистично оценил объем взаимного товарооборота по итогам прошлого года, чем вьетнамский посол в Москве, назвав цифру в 5 млрд долларов.

Однако в 2021 году, до введения против России санкций в связи с СВО, взаимный товарооборот превышал 7,13 млрд долларов. Основными экспортными товарами из России традиционно были металлы и изделия из них (32,2% от всего объема), минеральные продукты (21,4%) и продовольствие (17,6%). А вот в импорте из Вьетнама до конфликта на Украине основная доля приходилась на машины, оборудование и транспортные средства — две трети объема (60,32%), а также текстиль и обувь (20,22%). Разумеется, сейчас вьетнамские производители той же электроники и оборудования опасаются «вторичных санкций» и остерегаются увеличивать в Россию свои поставки.

И все-такикакой-то потенциал есть, учитывая, что Вьетнам сейчас является одной из самых динамично растущих экономик Азии, прогнозируемый рост ВВП в этом году более 6%. С 1990 по 2023 год ВВП на душу населения по ППС (паритет покупательной способности) вырос в десять раз, достигнув 11 396 долларов.

В отношениях Москвы и Ханоя все еще сказываются наработки прошлого и традиционно благожелательное отношение вьетнамцев к русским. Это все еще работает. У России во Вьетнаме около 200 проектов с общим капиталом около 1 млрд долларов. Инвестиции Вьетнама в Россию также выросли: с 100 млн долларов в начале 2000-х до 3 млрд долларов сейчас. Важным направлением остается кооперация в области энергетики, в нефте- и газодобыче. Две страны сотрудничают в разведке нефти и газа не только на континентальном шельфе Вьетнама, но и на территории России.

Однако и конкуренция на вьетнамском рынке нынче высока. Прямые иностранные инвестиции только в прошлом году составили 36,6 млрд долларов. Главным торговым партнером Вьетнама является Китай, товарооборот с которым превысил 170 млрд долларов в прошлом году. Это сопоставимо с российско-китайской торговлей. А вот на втором месте США, с которыми у Вьетнама огромный торговый профицит: он экспортировал туда товаров на 119 млрд долларов в прошлом году, а импортировал менее чем на 10 млрд. Значимой статьей во вьетнамском экспорте в Америку является электроника, а также чипы, которые составляют 10% всего американского импорта чипов. Электроника вообще превышает треть от общего объема вьетнамского экспорта. В этом году рост вьетнамского экспорта в США уже составил 19% год к году.

В страну переносят производство ведущие высокотехнологичные компании, которые рассматривают Вьетнам в качестве альтернативы Китаю на фоне нарастания противоречий между Пекином и Вашингтоном и Западом в целом. В прошлом году во Вьетнаме начала производство полупроводников корпорация Samsung, инвестировав более 3 млрд долларов, в том числе в центр разработок технологий. В стране давно обосновались такие мировые гиганты компьютерной отрасли, как Apple, Qualcomm, Intel, Nvidia, Texas Instruments, SK Hynix, NXP.

История «технологического рывка» началась примерно 15 лет назад, когда правительство вложило 3,2 млрд долларов в развитие первого «научного парка-инкубатора» близ Хошимина. Что-то вроде нашего Сколкова, только результат был другой. Начинали с обучения тысяч специалистов и затем перешли к размещению иностранного производства по новейшим технологиям. В результате уже к началу пандемии страна занимала 12-е место в мире по объему экспорта электроники — как бытовой, так и сложной, с общим объемом 96 млрд долларов. В стране подготовлено уже 5000 инженеров в сфере полупроводникового производства, а к 2030 году их число должно вырасти до 20 тысяч. Вьетнам придерживается многовекторной внешней политики. Достаточно сказать, что отношения так называемого всеобъемлющего стратегического партнерства установлены не только с Россией и Китаем, но и с Индией, Южной Кореей, а примерно год назад с США, Японией и Австралией. Кстати, несколько месяцев назад в Ханое побывал президент США Джо Байден.

И все равно, несмотря на санкционное давление, российско-вьетнамским отношениям все же можно придать дополнительным импульс, апеллируя еще к сформулированному Хо Ши Мином в 1945 году правилу: «больше друзей — меньше врагов». Но вот модель отношений Москвы и Ханоя уже будет совсем не та, что была в советские времена.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию