16+
Понедельник, 25 ноября 2024
  • BRENT $ 74.45 / ₽ 7637
  • RTS785.64
18 ноября 2024, 14:22 ФинансыМакроэкономика

Минфин подготовил сразу несколько налоговых изменений для нефтегазовой отрасли

Лента новостей

Самое главное новшество — увеличение ставки налога на прибыль для «Транснефти» с 20% до 40%. Для трудноизвлекаемого газа с месторождений Ямала, наоборот, вводятся льготы

Фото: Todd Korol/Reuters

Обновлено в 18:25

Минфин внес в правительство ряд налоговых изменений для нефтегазовой отрасли, с текстом ознакомилось РБК. Скоро поправки поступят в Госдуму.

  • Во-первых, Минфин предлагает увеличить ставку налога на прибыль для «Транснефти» с 20% до 40%. С 1 января ставка для всех компаний вырастет с 20% до 25%, но для «Транснефти» сделано исключение, и налог возрастет до 40%. На какой срок, не указывается.
  • Во-вторых, предлагается новый способ расчета налоговой котировки нефти Urals. Минфин хочет определять цену Urals исходя из цены на российскую нефть в западных и восточных портах России. Причина в том, что закрытие европейского рынка привело к перераспределению поставок российской нефти с европейского на восточное направление.
  • В-третьих, ведомство вводит льготы для трудноизвлекаемого газа с месторождений Ямала. С 1 января 2028 года на десять лет вперед устанавливается нулевая ставка по НДПИ при добыче трудноизвлекаемых запасов газа и газового конденсата.

Меры оценивает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

Игорь Юшков Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Это желание Минфина пополнить бюджет, потому что до бесконечности использовать только ФНБ для закрытия дефицита бюджета невозможно. И мы видим, что правительство пытается диверсифицироваться, что для нефтяников, для добычи налоги тоже подросли, и до бесконечности исключительно на нефтяные компании, производителей нефти, нефтепродуктов наращивать нагрузку невозможно. «Транснефть» до этого не подвергалась повышению налогов, сейчас добрались и до нее. «Газпром», который является собственником газотранспортной системы, тоже страдает от НДПИ, и каждый месяц, вне зависимости от своих производственных и финансовых результатов, «Газпром» платил надбавку на НДПИ, а сейчас с него сняли эту нагрузку. То же самое стоит ожидать и с «Транснефтью»: в следующем году она уже не будет платить повышенный налог, если же мы говорим об обнулении налога НДПИ на трубный газ на Ямале, то нам не нужно стимулировать добычу этого газа, потому что и других объемов достаточно, то есть «Газпром» уже на протяжении последних десятилетий уходил все севернее и севернее, и эти месторождения должны были наполнять новый газопровод, например «Северный поток — 2», потому что они создают северный контур. Но за 2022-2023 годы поставка российского газа в Европу упала примерно на 130 млрд кубов. Зачем стимулировать разработку трудноизвлекаемого газа, не совсем понятно. Те проекты, которые реализует «Новатек», ориентированные на экспорт, будь то в виде СПГ или в виде аммиака, в любом случае уже получили налоговые послабления: нулевая ставка НДПИ, экспортная пошлина на СПГ отсутствует, но моментального эффекта от этого ждать не стоит. Пока никто не заявлял крупных проектов по добыче трудноизвлекаемого газа на Ямале, и в этом плане, может быть, это какая-то превентивная мера».

Другие предложения Минфина касаются поддержки нефтепереработки. Предлагается донастроить демпфирующий механизм для стабилизации цен на топливо. «Обнуление демпфера» разделят по каждому из видов моторного топлива. Сейчас демпферные выплаты обнуляются, если хотя бы один из видов топлива превысил на бирже индикативный уровень цен.

Суть поправки объясняет руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов:

Григорий Баженов руководитель аналитического центра Независимого топливного союза «В текущей редакции предполагается, что если у нас средняя за налоговый период оптовая цена реализации в России автомобильного бензина Аи-92 5-го класса или дизельного топлива 5-го класса отклоняется в большую сторону более чем на 10% по бензину и на 20% по дизелю, то демпфер просто обнуляется. То есть нет выплат. Иными словами, если цены на внутреннем рынке высоки относительно расчетных цен, демпфер компании не получают. И сейчас обнуление происходит вне зависимости от того, какая из цен превышает индикатив, расчетные цены. А новая редакция предполагает, что обнуляться будет только часть демпфера, которая связана непосредственно с тем товаром, внутренние цены на которые как раз больше, чем расчетные индикативные цены. И тем самым компании, например, смогут получить демпфер по дизелю, если условия не выполнены, но не будут получать демпфер по автомобильному бензину, если внутренняя цена автомобильного бензина Аи-92 5-го класса будет выше на 10%, чем расчетные цены на непосредственно поставку автомобильного бензина за рубеж. Эти индикативные цены показывают нам, сколько товар должен стоить на внутреннем рынке для того, чтобы было безразлично куда поставлять, на экспорт или на внутренний рынок».

Также Минфин для поддержания инвестиций в развитие отрасли НПЗ предлагает перенести сроки выполнения контрактов компаний на более поздние. Параметры инвестсоглашений предлагается уточнить.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию