16+
Понедельник, 7 октября 2024
  • BRENT $ 78.14 / ₽ 7413
  • RTS931.29
1 апреля 2024, 23:43 Общество

«Из России — с любовью», но не позже чем через три месяца и надолго. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

После теракта в «Крокусе» предложения, ужесточающие контроль за иностранцами, были ожидаемыми. Но из инициативы МВД ограничить срок пребывания мигрантов 90 днями в году не очень понятно, как она сочетается с видением других ведомств по использованию трудовой миграции на фоне заявленной нехватки рабочих рук, отмечает политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

МВД России внесло в правительство законопроект, предусматривающий сократить срок пребывания въехавших в страну иностранцев до 90 дней за год. Сейчас это три месяца в течение полугода.

Также документ предусматривает введение биометрической идентификации личности при въезде в Россию и единого документа пребывания для мигрантов. МВД также предлагает усилить контроль за работодателями, которые привлекают специалистов из-за границы, а еще ввести внесудебное ограничение прав нелегальных мигрантов, запретив организациям и госорганам оказывать нарушителям миграционного законодательства любые услуги.

Среди прочих предложений есть введение «соглашения о лояльности». Документ предполагает, что гости страны дают согласие на возможность ограничения своих прав при нарушении законов РФ. Как оценивать такие предложения?

После теракта в «Крокусе» предложения, ужесточающие контроль за иностранцами, были ожидаемыми. Часть общества считает мигрантов-гастарбайтеров угрозой безопасности, посмотрев на исполнителей теракта. МВД воспользовалось моментом, выдвинув правовые новеллы, заготовленные еще раньше. Настал удобный случай. Например, с предложением обязывать иностранцев при въезде в РФ подписывать некое «соглашение о лояльности» ведомство выступило еще в прошлом году. Там, в частности, предусматривались такие пункты, как запрет препятствовать деятельности органов публичной власти, дискредитировать в любых формах внешнюю и внутреннюю госполитику, запрет «злоупотреблять правом на свободу информации, в том числе путем распространения сведений, направленных на … отрицание конституционно значимых нравственных и иных ценностей, … на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, на искажение исторической правды о подвиге советского народа при защите Отечества».

Тогда проект многие раскритиковали и даже высмеяли как гротескный барьер на пути въездного туризма. И вот опять. И почему-то уже совсем не до шуток.
При этом все въехавшие в нашу страну террористы из «Крокуса» подмахнули бы эту бумажку не глядя. Кстати, для организации теракта на месте им хватило куда менее 90 дней. Каковой срок, отпущенный на пребывание в стране за год, как представляется, не играет вообще никакой роли с точки зрения безопасности при сохранении безвизового режима с определенными странами. Других примеров таких въездных ограничений нет, пожалуй, ни в одной другой стране. Как правило, везде, где есть ограничения по пребыванию, они установлены в 90 дней в полгода или же существуют варианты продления. Есть в этой связи опасение, что в ответ на такие действия Москва может поиметь сильную негативную реакцию со стороны стран — партнеров по ЕАЭС, например, если они усмотрят в этом ущемление прав своих граждан.

И если пока власти Киргизии и Таджикистана ограничиваются просьбами к подданным воздержаться от поездок в Россию, пока не улягутся антимиграционные страсти, то через какое-то время могут возникнуть проблемы уже межгосударственных отношений, в том числе в рамках ЕАЭС или ОДКБ, а также в части транзита параллельного импорта в РФ.

С другой стороны, цифровизация, биометрия и введение универсальных документов для иностранцев, предлагаемые МВД, выглядят обоснованными. Если эти меры, конечно, будут исполнимы. К примеру, есть такое явление, как фиктивный брак для получения разрешения на временное проживание (РВП). Таких разрешений на основании брака выдается в год 160-180 тысяч, это каждое третье от общего их числа. Сколько таких браков фиктивных, никто не знает, поскольку проблему не решают годами, хотя тут есть чему поучиться на зарубежном опыте.

В инициативе МВД также не очень понятно, как она сочетается с видением других ведомств по использованию трудовой миграции. В Минтруда и особенно в стройкомплексе имели бы в виду совсем другие предложения.

Если число гастарбайтеров резко упадет, то в краткосрочном плане это станет почти катастрофой для российской экономики, которая и так страдает от нехватки рабочих рук. По оценкам Минтруда, число трудовых мигрантов в РФ к 2030 году составит 3,5 млн человек, на 400 тысяч больше, чем в 2022 году. По данным того же МВД РФ, на начало текущего года в России находились около 6,5 млн иностранцев, подавляющая часть которых в какой-то форме была занята в экономике. Президент Путин в конце прошлого года в ходе «Прямой линии» оценивал численность трудовых мигрантов так вообще в 10 млн человек. А нехватку рабочих рук — в 2,5 млн человек.

При этом единой системы учета занятости и пребывания гастарбайтеров действительно нет. Скажем, есть система квотирования, когда сроком на год по этим квотам, выделяемым по конкретным специальностям, гастарбайтеры въезжают по рабочей визе. В 2024 году это 156 тысяч человек. Есть система трудовых патентов. В 2023 году их было около 2 млн. Но! Для граждан Белоруссии порядок регулирования иностранной рабочей силы вообще не применяется, для граждан Армении, Казахстана и Киргизии не требуются разрешительные документы для работы. Есть межправительственные соглашения с Таджикистаном и Узбекистаном об организованном наборе граждан этих стран. Но по ним пребывают в РФ далеко не все таджики и узбеки. Наконец, существует большой перечень профессий, по которым гастарбайтеры могут работать вообще вне квот.

И теперь если на всю эту пестроту и многообразие просто положить, как гранитную плиту, запрет на пребывание в 90 дней, плюс подписание «соглашения о лояльности», плюс внесудебные произвольные высылки, плюс запреты на въезд на основании «не того выражения лица», по разумению пограничника, плюс всевозможные, тоже внесудебные ограничения прав, то не только встанет колом значительная часть экономики, но и террористы получат новые возможности для вербовки среди тех, кто на этом фоне сочтет себя несправедливо обиженными и оскорбленными. Ну а туристы на таких условиях, когда надо подписывать какие-то бумаги лояльности, просто не поедут. Впрочем, действительно, зачем нам сейчас туристы.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию