16+
Понедельник, 22 апреля 2024
  • BRENT $ 86.95 / ₽ 8125
  • RTS1173.68
19 марта 2024, 12:00 Финансы

Делайте ставки: какой может быть новая шкала подоходного налога? Комментарий Семена Новопрудского

Лента новостей

Одним из главных и касающихся напрямую подавляющего большинства россиян экономических решений ближайшего времени станет новая прогрессивная шкала НДФЛ. Если государство хочет заметно нарастить поступления в казну от подоходного налога, придется резко снижать порог дохода, начиная с которого ставка будет выше базовых 13%

Семен Новопрудский.
Семен Новопрудский. Фото: Татьяна Фролова

Федеральная налоговая служба (ФНС) обнародовала данные о поступлениях в бюджет от дополнительного подоходного налога с повышенной ставкой 15% за 2023 год. Пока с 2020 года такой ставкой облагается сумма, превышающая годовой доход в 5 млн рублей, что составляет 416,7 тысячи рублей в месяц. Это действительно очень высокие доходы по российским меркам: по данным на январь 2024 года средняя зарплата в стране составляла порядка 68,6 тысячи рублей, а медианная (та, выше и ниже которой получает примерно по половине трудоспособного работающего населения) — 50 тысяч.

За 2023 год от повышенной ставки НДФЛ в 15% федеральный бюджет получил 159,5 млрд рублей. Всего в прошлом году было собрано 6,54 трлн рублей подоходного налога. То есть дополнительные сборы за счет прогрессии составили лишь 2,4% общей суммы. Так что едва ли действующий вариант прогрессивной шкалы можно назвать существенной подмогой бюджету России. С другой стороны, если посмотреть на бюджеты российских регионов на 2024 год по доходам, эти самые 159,5 млрд превышают все запланированные годовые доходы более чем в 50 субъектах федерации.

При этом половину дополнительных доходов от 15-процентной ставки НДФЛ (78,8 млрд рублей НДФЛ, или 49,4%) российской казне в прошлом году дала Москва. Но даже в Москве это всего 4,3% от общей суммы собранного подоходного налога. Во всех других регионах оба показателя еще ниже.

На 2024 год ФНС, по словам главы ведомства Даниила Егорова, запланировала резкий рост поступлений в казну от повышенного подоходного налога сразу на 75% — до 280 млрд рублей. Без радикального пересмотра существующей шкалы НДФЛ добиться этого нереально.

Увеличивать поступления от подоходного налога в казну можно двумя способами: повышать реальные официальные доходы работающих россиян или ставку налога. Логика «богатые должны платить более высокий подоходный налог, чем бедные», несомненно, по душе подавляющему большинству россиян. Она понравилась бы подавляющему большинству населения любой страны мира. Проблема начинается тогда, когда государство неожиданно считает «богатым» лично тебя, даже если тебе так не кажется.

Пока при расчете НДФЛ россияне платят 13% с суммы доходов в пределах 5 млн рублей за год и 15% с суммы доходов, превышающих 5 млн рублей за год. Но с 2024 года налоговая ставка 15% впервые применяется в отношении совокупности всех видов легальных доходов, полученных физическим лицом за год от всех работодателей.

На данный момент единственные обнародованные публично предложения по новой шкале подоходного налога принадлежат высокопоставленным депутатам Госдумы от партии «Справедливая Россия — За правду»: главе комитета по защите конкуренции Валерию Гартунгу (когда-то он возглавлял Партию пенсионеров) и лидеру думской фракции Сергею Миронову.

Они предлагают ввести дифференцированную ставку налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в широком диапазоне от 13% до 25%. При этом нынешний порог доходов депутаты предлагают сохранить: доходы до 5 млн рублей в год облагать по ставке 13%. Для тех россиян, кто зарабатывает 5-25 млн рублей в год, ставку подоходного налога авторы законопроекта хотят сделать 15%, причем со всей суммы дохода. А максимальные 25% брать с тех, чьи доходы свыше 500 млн рублей в год, или 41,67 млн в месяц. Просто интересно, какой процент россиян получает и, главное, показывает такую сумму официальных доходов?

Но понятно, что, поскольку новая шкала подоходного налога разрабатывается по личному поручению президента с прицелом на шесть лет, законопроект поправок в Налоговый кодекс, которые в течение ближайшего времени (явно в этом году) станут законом, в итоге напишет правительство в лице Минфина, а не депутатский корпус. Причем существенную прибавку бюджету, скорее, может дать не повышенная ставка налога на запредельные по российским меркам доходы — вроде 25% с 500 млн рублей в год, а резкое снижение порога для повышенного налогообложения.

Поэтому разговоры о том, что 15% налога могут начать брать уже с дохода в 1 млн рублей в год (или, в более мягком варианте, с суммы, превышающей этот миллион), не кажутся лишенными оснований. Ведь пока даже средняя зарплата в России не дотягивает до такой суммы. Расчетная средняя зарплата за март в стране, по оценкам Росстата, должна составить 71 334 рубля, или 856 тысяч рублей за год. Так что зарабатывающих 1 млн рублей в год государство вполне может счесть богатыми.

Очевидно, что форматы повышения подоходного налога и налога на прибыль (его тоже должны увеличить в соответствии с недавним ежегодным посланием президента) — важнейшие экономические решения государства, которые могут прямо повлиять на жизнь десятков миллионов россиян и работу компаний. Но при любом варианте повышения этих налогов государству важно учитывать одну простую истину: казна пополняется гораздо лучше, когда растут реальные доходы граждан и прибыль бизнеса, а не ставки налогов.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию