ЦБ: доля рубля в расчетах с Азией, Европой и Америкой в 2023 году составила 39%
Лента новостей
Российская валюта стала основной в расчетах за экспорт за прошлый год, на втором месте доллар и евро, хотя их использование с 2022 года сократилось до 31,5%, в два раза. На валюты дружественных стран, преимущественно это юань, приходится 29,4%. О чем говорит выросшая доля рубля?
Обновлено в 18:54
В ЦБ назвали долю рубля в расчетах с Азией, Европой и Америкой, сообщает РБК со ссылкой на статистику регулятора. Российская валюта стала основной в расчетах за экспорт за прошлый год. Ее доля составила 39%. На втором месте оказались доллар и евро, но их использование с 2022 года сократилось вдвое — до 31,5%. На валюту дружественных стран, преимущественно юань, пришлись оставшиеся 29,4%.
В расчетах за импорт ситуация с 2022 года почти сравнялась. Из тенденций заметен рост использования рубля — почти на 2%, и снижение у евро и доллара — чуть более чем на 22%.
Основным географическим направлением российского экспорта и импорта, по данным ФТС, стала Азия. Второе место у Европы, но тут учитывается и торговля с Белоруссией. Замыкает тройку с большим отставанием Америка.Данные ЦБ комментирует директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики Альфа-капитал Владимир Брагин:
— Понятно, что в условиях, когда идут серьезные санкции против России стран, как раз США, и, условно говоря, Европы, и блокировка в том числе резервов золотовалютных российских, странно было бы ожидать какого-то иного расклада. Когда затруднены расчеты в недружественных валютах, значит страны будут прибегать к каким-то другим вариантам. Что касается расчетов в рублях с Европой, напомню, что еще в 2022 году там, в общем-то, первой такой серьезной контрсанкцией интересной была такая, когда потребовали рассчитываться за поставленный газ в рублях, это вот такой был первый серьезный шаг в сторону увеличения доли рубля в расчетах. А дальше ситуация и усилия со стороны США и Европы, в общем-то, этим всем процессам только способствовали. Ничего удивительного в этом нет, вполне логичный и ожидаемый результат.
— А какие ждут перспективы и будет ли юань укрепляться как валюта для оплаты импортной продукции?
— В международной торговле, если мы посмотрим исторически, всегда возникает какой-то центр, не знаю, какая-то валюта, которая становится общепринятой и понятной, потому что все равно нужна какая-то точка отсчета, нужен какой-то единый бенчмарк, золото здесь не очень подходит, потому что его там мало и как-то старомодно, я бы так сказал. А что касается валюты, да, юань, наверное, это вот сейчас первая валюта, которая приходит на ум, когда мы говорим о том, какая валюта станет через какое-то время доминировать в международных расчетах. Потому что здесь со стороны Китая нет никаких недружественных шагов, чтобы эту валюту блокировать и так далее, наоборот, здесь скорее попытка находить компромисс со всеми, торговать со всеми. Вот поэтому, мне кажется, да, юань вполне может занять такую роль доллара и евро в будущем вполне.
Согласно последним данным ФТС, обнародованным в феврале, российский экспорт за прошлый год упал чуть более чем на 28%. Причины две — сокращение поставок в Европу и расширение западных санкций. А вот импорт вырос почти на 12% — в основном за счет поставок из Китая. Также увеличилась доля импорта из стран Африки — на 8,6%, в то время как объем ввоза товаров из Европы и Америки сократился.
В контексте импорта и экспорта рост расчетов в рублях представляет сейчас особый интерес, считает экономист Сергей Хестанов:
Сергей Хестанов экономист «Главная причина, по которой снижается доля евро и доллара в международных расчетах, совершенно тривиальная — это усиление санкционного давления. Сложнее проводить расчеты, выше риски, расчеты идут большее время, стоят больших денег, иногда платежи не проходят, соответственно, все это вынуждает использовать альтернативные варианты. Интересным является не столько рост доли дружественных валют, гораздо интереснее рост доли использования рубля, потому что рубль сам по себе за рубежом в качестве средства накопления совершенно неактуален. И поэтому та часть оплаты российского экспорта, которая происходит в рублях, фактически создает задел для оплаты российского импорта. Однако подыскать таких контрагентов, которые могли бы обеспечить и экспорт, и импорт одновременно, на практике довольно сложно. Поэтому это вынуждает выстраивать определенные цепочки, и, с одной стороны, это очень сильно увеличивает устойчивость к санкциям, но, с другой стороны, это сильно ограничивает выбор потенциальных контрагентов, из которых в принципе можно построить такую цепочку, которая позволила бы замкнуть расчеты за рубежом. Как правило, они предлагают либо товар худшего качества, либо, соответственно, приходится платить большую цену. Скорее всего, дальнейшая тенденция будет определяться прежде всего жесткостью санкционного давления. Если практика вторичных санкций получит распространение, вот в этом случае, безусловно, доля использования валют дружественных стран и рубля будет расти. Если же ситуация стабилизируется на уровне, примерно соответствующем текущему, то, скорее всего, и процент использования различных валют тоже сохранится примерно на текущем уровне».
Главной экспортной категорией за прошлый год — 61% от общего объема — стали «Минеральные продукты», куда входит нефть. Но объем поставок этой товарной группы сократился более чем на 33%. Снижение наблюдалось везде, кроме экспорта продовольственных и сельхоз товаров — тут рост составил более 4%. А рост импорта стал возможным в основном за счет увеличения ввоза продукции для машиностроения — эта категория заняла больше половины от общего объема поставок.