16+
Среда, 17 апреля 2024
  • BRENT $ 89.05 / ₽ 8399
  • RTS1153.31
5 марта 2024, 18:14 Компании

В России могут ужесточить требования к маркетплейсам

Лента новостей

Законопроект уже внесли в Госдуму. Его авторы предлагают запретить площадкам требовать с покупателя компенсацию за возврат товара, а самым крупным игрокам — брать с продавцов более 10% за услуги

Фото: Кирилл Черезов/фотобанк «Лори»

В Госдуму внесли новый законопроект о регулировании маркетплейсов. Инициатива подразумевает принятие общего регулирования для всех маркетплейсов и дополнительное — для тех, кто занимает более 20% на рынке.

Маркетплейсам, с помощью которых было осуществлено более 20% от всех сделок за предыдущий год, хотят запретить изменять условия договора услуг, ухудшать положение продавцов или владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ) без уведомления за 30 дней.

Также авторы проекта предлагают запретить маркетплейсам заключать с ПВЗ договоры, по которым они смогут выдавать заказы только одного маркетплейса. Среди требований: запрет требовать с покупателя компенсацию за возврат товара, а также получать такие платежи.

Предполагаемый срок вступления законопроекта в силу — 1 марта 2025 года, регулировать выполнение описанных в нем требований будет Федеральная антимонопольная служба.

Что думают о запрете платного возврата товаров регулятор и участники рынка?

Глава Федеральной антимонопольной службы России Максим Шаскольский:

«Мы с ними проводили работу, они устранили ряд замечаний. Но, конечно, там, где для них принципиальные вещи, они упирались. Мы совершенно согласны с тем, что нужно регулировать [эту сферу], надо определить права и обязанности участников рынка. Там есть вопрос, например, по отмене платы за возврат — это, с одной стороны, правильный вопрос, но тут есть нюансы. Мы знаем, что в этом вопросе есть недобросовестная конкуренция. Там специально конкуренты заказывают товар, нагружают одного продавца, своего конкурента, необходимостью везти этот товар, тратить деньги, и он выпадает как бы из продажи. Потребитель ищет товар, а раз того продавца они с рынка убрали, то он приходит к его конкуренту. То есть здесь есть такие нюансы, это тоже надо учитывать. То есть плату ввели неспроста. Она введена с тем, чтобы бороться с недобросовестным поведением отдельных продавцов, которые пытаются своих конкурентов с рынка чуть-чуть сдвинуть. Мы будем над этим работать».

Продавец на Wildberries Михаил:

— Очень часто возникает ситуация, когда покупатель бездумно заказывает наперед товары, не оплачивая их. Далее, когда эти товары приходят в пункт выдачи, покупатель, даже не знакомясь, что там пришло, отказывается от них по причине того, что он просто не рассчитал свою финансовую нагрузку. То есть мы не против, когда возврат, понятно, что маркетплейс несет затраты на транспортировку товара, да, это все понятно, это рынок. Но должна быть какая-то сбалансированная история.

— Какой процент взимается с продавца при платном возврате?

— При платном возврате — 55 рублей за каждый товар. Когда не было платных возвратов, мы за возвраты платили точно так же. На втором маркетплейсе, Ozon, — там история предзаказа. То есть если человек делает заказ, он вынужден сразу оплатить товар. Процент возвратов там в разы меньше. А Wildberries сначала перекладывал всю ответственность на продавцов, то есть мы платили, по-моему, даже сильно больше, чем сейчас, за все возвраты. То есть мы оплачивали все возвраты покупателю. А потом Wildberries ввел меру ответственности покупателя за сделанные заказы: если человек очень часто отказывается, у него возврат становится платным.

— Это может означать, что теперь продавцу придется платить больше, как раньше?

— Маркетплейс однозначно не будет на себя все это взваливать. Здесь должен быть, на мой взгляд, баланс. С одной стороны, должен быть бесплатный возврат, но, с другой стороны, должна быть осмысленная покупка.

Продавец товаров для сада и дачи на Wildberries Глеб:

«Да, действительно, происходит такая ситуация, что, когда клиент отказывается, идет двойная оплата: и покупатель платит 100 рублей за возврат, и сам сейлер платит 50 рублей за возврат данного товара. То есть мы как сейлеры платим за двойную или тройную логистику в зависимости от того, сколько раз товар поставляется клиенту. То есть если у вас заказали товар (а стоимость логистики составляет 100 рублей) и от него отказались, но третий клиент, который заказывает этот товар, выкупает его, то продавец платит 100 рублей за первого клиента, 50 рублей за возврат, 100 рублей за второго клиента, 50 рублей за возврат и 100 рублей за третьего клиента. В итоге стоимость логистики данного товара будет составлять 400 рублей. Поэтому это и стимулирует самих сейлеров продавать более качественный товар, делать упаковку более качественную, делать всякие плюшки, чтобы клиенты забирали свой товар в ПВЗ».

Ранее продавцы потребовали проверить маркетплейсы на навязывание условий. Соответствующий запрос поступил в ФАС.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию