16+
Воскресенье, 28 апреля 2024
  • BRENT $ 89.33 / ₽ 8199
  • RTS1182.25
27 февраля 2024, 11:38 ПолитикаПерсоны

Песков пообещал открытый конфликт, если НАТО решит отправить военных на Украину

Лента новостей

Ранее президент Франции Эммануэль Макрон и премьер Габриэль Атталь не исключили отправку европейских военных на Украину. Дмитрий Песков в ответ отметил, что «сам факт обсуждения возможности отправки контингента на Украину — важный новый элемент»

Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков.
Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков. Фото: Sputnik/Sergei Bobylev/Reuters

Обновлено в 19:00

Если Евросоюз и НАТО все же решат отправить свои войска на Украину, то военный конфликт с блоком будет неизбежным. Так пресс-секретарь президента Дмитрий Песков прокомментировал слова президента Франции Эммануэля Макрона о гипотетической отправке западных войск на Украину. Дмитрий Песков отметил, что «сам факт обсуждения возможности отправки контингента на Украину — важный новый элемент».

Журналист: Там Макрон разбушевался, в Париже он провел пресс-конференцию по итогам встречи по поддержке Украины. И вот заявление: «Поражение России необходимо для безопасности и стабильности в Европе». На этой же пресс-конференции он сообщил, что ЕС договорился создать «девятую коалицию для глубоких ударов» — это речь о поставках Украине ракет среднего и дальнего действия. И он сказал, что Франция сделает все, чтобы Россия «не выиграла эту войну». По его словам, лидеры западных стран обсудили возможность отправки войск на Украину, но консенсуса пока не достигли. Как бы вы все это прокомментировали?

Песков: В целом здесь, наверное, сам факт обсуждения возможности направления контингентов на Украину из стран НАТО — это очень важный новый элемент. Все остальные элементы в выступлениях президента Франции так или иначе уже озвучивались, мы все их уже принимали к сведению. Нам хорошо известна позиция Макрона относительно необходимости нанесения России стратегического поражения. Но мы обратили внимание на то, что тема направления военных на Украину действительно обсуждалась. Мы также зафиксировали, что очень богатая палитра мнений на этот счет, консенсуса нет. Целый ряд стран — участниц этого мероприятия, которое было в Париже, сохраняют достаточно трезвую оценку потенциальных опасностей такого действия и потенциальной опасности непосредственно вовлечения в горячий конфликт, вовлечения уже на поле боя. Это абсолютно не в интересах этих стран, они должны отдавать себе в этом отчет.

Журналист: А в случае принятия подобных решений и появления военных НАТО на территории Украины как вы оцениваете риски эскалации и какова, по мнению Кремля, вероятность прямого конфликта между НАТО и Россией в этом случае?

Песков: В этом случае уже нужно говорить не о вероятности, а о неизбежности. Вот так и оцениваем. И так же должны оценивать эти страны, отдавать себе в этом отчет. И задаваться вопросом, соответствует ли это их интересам, а главное — интересам граждан их стран.

Ранее президент Франции Эммануэль Макрон не исключил отправку на Украину европейских войск, но когда-нибудь в будущем.

«На данный момент консенсуса по отправке войск нет. Но в этом вопросе в будущем ничего не следует исключать», — заявил Макрон по итогам состоявшейся в Париже международной встречи по Украине. В ней участвовали около 20 руководителей европейских стран, главный вопрос, который там ставился, это как обеспечить Украину вооружением и боеприпасами.

Вслед за Макроном премьер Франции Габриэль Атталь также не исключил отправку военных на Украину и добавил, что Париж «не сможет смириться» с победой России. Однако чуть позже МИД Франции уточнил слова Эммануэля Макрона о том, что ЕС и НАТО могут в будущем рассмотреть возможность отправки своих военных на Украину. Как заявил глава МИД Франции Стефан Сежурне, «некоторые виды помощи для Киева могут потребовать присутствия военных на территории Украины без участия в конфликте».

Комментирует политолог Георгий Бовт:

Георгий БовтГеоргий Бовт политолог, журналист «Важно, что рассуждения пока гипотетические. Правда, разговоры о возможности отправки войск стран — членов НАТО на Украину появились на фоне обеспокоенности союзников Украины тем, что, во-первых, помощь сокращается по политическим причинам, идут дискуссии сложные вокруг этого, а, во-вторых, сами украинские войска после очевидной неудачи контрнаступления летом прошлого года перешли к стратегической обороне, и, более того, в ряде стран Запада признают, что российские войска имеют тактический успех на ряде направлений. Эта обеспокоенность растет. Соответственно, на фоне этого существует по-прежнему установка Запада, политически абсолютно полное неприятие, считается, что недопустима победа России на Украине, и с этим рано или поздно надо будет что-то делать. То есть, если Украина не сможет держать фронт самостоятельно, встанет вопрос: а кто его будет держать? И поэтому начавшиеся дискуссии рано или поздно могут привести к тому, что будет принято политическое решение, что, раз победа Путина на Украине по-прежнему недопустима, значит, надо решать вопрос уже путем отправки собственных войск. В какой форме это может быть? Это может быть в форме, во-первых, отправки национальных контингентов, то есть страны действуют не от имени НАТО, а на основе национальных решений, решений национальных правительств. Пока, правда, гипотетические рассуждения Макрона встретили довольно дружный отпор. Уже целый ряд стран, начиная от Швеции и кончая Польшей, заявили, что они не собираются отправлять свой контингент на Украину. Пока это действительно так. Однако, как будет через еще какое-то время, остается только гадать. Причем это может стать формой эскалации конфликта, когда происходит боевое столкновение российской армии с национальными контингентами стран НАТО. Но это может стать также формой заморозки конфликта по корейскому сценарию, когда достигается хотя бы некое закулисное не то что соглашение, но взаимопонимание, что российская армия не будет наносить удары по натовским войскам, расположенным в западной части Украины или на правобережье Днепра. Насколько такое соглашение и понимание без формального соглашения возможны, судить трудно, поскольку это очень опасная ситуация, которая в любой момент может скатиться до полномасштабной войны между Россией и НАТО».

Макрон также объявил о создании новой коалиции по поставкам на Украину ракет средней и большой дальности. Он не назвал страны, которые непосредственно займутся такими поставками, но отметил, что коалиция существует с 26 февраля.

Вероятно, в нее не вошла Германия, отказавшаяся поставлять Украине ракеты Taurus. Как пояснил канцлер ФРГ Олаф Шольц, это очень дальнобойное оружие и он не хочет, чтобы возникла ситуация, при которой «немецкие знания и опыт будут использоваться для обнаружения российских целей». Тогда можно будет сказать, что Германия вовлечена в конфликт на Украине.

Комментирует академик РАН, руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений Алексей Арбатов:

Алексей АрбатовАлексей Арбатов руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН «Макрон себя проявляет как бесшабашный лидер и бросается из крайности в крайность. Это уже заставляет усомниться в том, что его заявления имеют глубокое содержание. Это скорее риторическая игра, бравада, он стремится продемонстрировать, что он лидер Европы, занимает более решительные позиции. Но ни Франция, ни Германия, ни Великобритания, ни тем более другие страны не собираются участвовать напрямую в украинском конфликте. Добровольцы с их стороны туда едут — это общеизвестно, но регулярная армия туда не собирается вступать. Есть большие сомнения, что эта регулярная армия, даже если бы вдруг она попыталась принять какое-то участие, себя очень хорошо бы проявила. Европейские армии много десятилетий живут уже в демобилизованном состоянии, не участвуют ни в каких серьезных вооруженных конфликтах. Поэтому риторически да, эта эскалация связана с личными амбициями президента Франции, и он стремится показать свою мужественность и заявить о себе как о лидере Европы, но ничего большего за этим не стоит. Позиция Германии настолько тверда, насколько тверда может быть осторожность, в том числе и в поставках таких вооружений, которые имеют повышенную дальность. Это не дальнобойное оружие, но это ракетные системы более высокой дальности, чем то, что есть у Украины на настоящий момент. Лидер Германии проявляет осторожность и пока воздерживается от их поставки. За спиной такой осторожной Германии Франции тем более лихо и славно можно проявлять свою смелость».

Доцент МГИМО, директор Центра европейской информации Николай Топорнин тоже считает отправку Францией военного контингента на Украину крайне маловероятным событием:

Николай Топорнин Николай Топорнин директор Центра европейской информации, доцент МГИМО «Это практически нереально, потому что после заявления Макрона последовало заявление президента Чехии Петра Павела, который сказал, что чешские военнослужащие не будут участвовать в конфликте, то есть Чехия не собирается посылать туда свой военный контингент. Мы постоянно слышим заявления со стороны Германии, США, и Йенс Столтенберг — генеральный секретарь НАТО — тоже повторяет, что да, помощь НАТО будет оказывать Украине, но сам альянс на конфликт с Россией не пойдет. Поэтому я думаю, что здесь Макрон сделал такое заявление, представляя крайне радикальную точку зрения, из желания привлечь больше внимания к себе. Сейчас и во Франции, и в других европейских странах проходят протесты фермеров, причем серьезные протесты в этот раз: фермеры блокируют центральные площади городов, и у них очень жесткие требования к национальным правительствам. Поэтому, может быть, на этом фоне как-то, чтобы отвлечь внимание от внутренней повестки. Заявлять-то можно все что угодно, но мы должны смотреть, какие действия следуют за такими словами. Пока ничего на практике не свидетельствует о том, что действительно НАТО, или ЕС, или отдельные страны под руководством Франции готовят какие-то военные контингенты для отправки на Украину, это же так просто не происходит».

На заявления Макрона отреагировали западные СМИ. К примеру, The New York Times пишет, что слова французского президента резко отклонялись от обычной осторожности, которую проявляют западные лидеры. А вот в вопросе об увеличении закупок боеприпасов для Украины из третьих стран лидеры ЕС продвинулись, пишет Politico.

Замглавы Совбеза РФ Дмитрий Медведев также прокомментировал слова президента Франции. В своем телеграм-канале он написал: «Сначала ему, вероятно, ударила в голову моча, а затем произошло недержание речи».

Сразу после появления публикаций о реплике Макрона представители целого ряда стран заявили, что их войска на Украину отправлены не будут и это даже не обсуждается. Так, канцлер ФРГ Шольц заявил, что НАТО и страны Европы не будут отправлять свои сухопутные войска на Украину. Аналогичные заявления сделали Великобритания, Чехия, Польша, Словакия, Италия, Финляндия, Швеция. Как отметил шведский премьер Ульф Кристерссон, Украина этого «не требует».

Еврокомиссия заявила, что вопрос отправки войск на Украину является ответственностью и суверенным решением стран ЕС. Генсек НАТО Йенс Столтенберг также заявил, что у альянса нет планов посылать войска на Украину. В итоге на высшем уровне в сторону Макрона слов поддержки не прозвучало.

Комментирует завсектором отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Павел Тимофеев:

Павел Тимофеев завсектором отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН «В очередной раз он зарекомендовал себя как яркий генератор неординарных идей Европейского союза. Мне кажется, что с учетом того, что Макрон у нас на политическом небосклоне с 2017 года сияет, в общем-то, к его таким неожиданным идеям можно привыкнуть. И то, что он предлагает, очень понятно. Почему он это предлагает? Здесь две основных мотивации. Первая: это некий сигнал Москве, Кремлю о том, что, несмотря на текущую конфигурацию фронта, Франция и Евросоюз в целом продолжат поддержку Украины, чтобы, что называется, здесь, Россия не обольщалась, что европейцы отступят и перестанут помогать Киеву. Я думаю, это первый сигнал. Второй сигнал заключается в том, что Макрон традиционно претендует на роль лидера-интегратора, координатора, если угодно, европейцев, это его достаточно явные политические амбиции, опять же которые вытекают из внешнеполитического курса Франции. Что касается реакции на его идеи со стороны европейских коллег, то, как я понимаю, сталкиваются два принципа. Один принцип заключается в том, чтобы продолжить дальнейшую поддержку Украины, повышать ставки, но выйти, при этом, что называется, сухими из воды, потому что очевидно, что воинский контингент отправлять под артиллерийские и авиационные удары ни у кого желания нет. Поэтому они и ограничиваются заявлениями о том, что они готовы поучаствовать в каких-то небоевых действиях вроде разминирования, обеспечения кибербезопасности, укрепления границы и так далее. Франция в лице Макрона ужесточила все, и очевидно, что списывать Европу со счетов в плане военной, финансовой и прочей поддержки Украины, мягко говоря, рановато».

Еврокомиссия заявила, что вопрос отправки войск на Украину является ответственностью и суверенным решением стран ЕС. Генсек НАТО Йенс Столтенберг также заявил, что у альянса нет планов посылать войска на Украину.

Заявление Макрона раскритиковала и французская оппозиция. Лидер левой партии «Непокорившаяся Франция» Жан-Люк Меланшон назвал идею прямой войны Запада с Россией «безумием». «Эта воинственная словесная эскалация одной ядерной державы против другой крупной ядерной державы уже является безответственным поступком. Необходимо попросить парламент сказать «нет». Настало время договориться о мире на Украине с взаимными условиями безопасности!» — написал Меланшон.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию