16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.71
20 марта 2023, 07:36 Политика

С чем председатель КНР Си Цзиньпин приедет в Россию? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

На случай вполне прогнозируемого тупика на «украинском треке» всегда есть «план Б» — а именно обсуждение всестороннего экономического сотрудничества, где почти всегда есть о чем заявить и чем похвалиться, отмечает политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Председатель КНР Си Цзиньпин посетит Москву c государственным визитом 20–22 марта, сообщила пресс-служба Кремля. В рамках переговоров будут затронуты вопросы дальнейшего развития отношений «всеобъемлющего» партнерства и стратегического взаимодействия между Россией и Китаем. Лидеры двух государств в рамках этой встречи также обсудят углубление российско-китайского сотрудничества на международной арене. Вместе с тем, как отметили в Кремле, состоится подписание ряда важных двусторонних документов.

После своего избрания на первый срок в 2013 году Си Цзиньпин первый визит тоже совершил в Россию. Нынешняя ситуация в корне отличается от той, что была десять лет назад. Хотя и тогда, и сейчас много внимания будет уделяться торгово-экономическим отношениям, в центре внимания будет военный конфликт на территории Украины. В этом контексте в ближайшее время возможен разговор по видеосвязи между Си Цзиньпином и украинским президентом Владимиром Зеленским, что стало бы первым их контактом после начала боевых действий.

Между собой уже поговорили по телефону министры иностранных дел Китая и Украины Цинь Ган и Дмитрий Кулеба. Потом Кулеба специально отметил в соцсетях, что было обсуждено «значение принципа территориальной целостности». Для Киева это важно подчеркнуть, поскольку в выдвинутом недавно китайском плане из «12 мирных пунктов» вопрос о принадлежности присоединенных к России территорий обойден и ставится вопрос только о прекращении огня как предусловии для мирных переговоров.

В этой связи на Западе изначально скептически оценили китайский мирный план как нереализуемый. В западном понимании прекращение огня и фиксирование позиций — это победа Путина. Москва в свою очередь не могла не отозваться о плане своего главного стратегического партнера максимально благожелательно. Вот и накануне визита председателя Си помощник российского президента по внешней политике Юрий Ушаков заявляет: «Москва высоко ценит взвешенную позицию китайского руководства. Россия и Китай удовлетворены высочайшим уровнем отношений».

Подобные обтекаемые заявления о дружбе и партнерстве звучат обильно и из Пекина. Однако до сих пор из Москвы не последовало однозначных заявлений о готовности взять именно китайский план за основу урегулирования. Впрочем, и сам этот план пока выглядит довольно размытым.

Насколько известно из китайских источников, в ходе визита председатель Си попытается выяснить, насколько гибкой может быть позиция России, чтобы все-таки прекратить огонь и начать переговоры, в которых Китай мог бы сыграть посредническую роль с перспективой стать активным участником восстановления разрушенного хозяйства. Так что Пекин относится к своему мирному плану вполне серьезно и вовсе не считает его неосуществимым. Тем более он сейчас воодушевлен такой серьезной дипломатической победой, как успех посреднических усилий для нормализации после многолетней вражды между Саудовской Аравией и Ираном.

Пекин, насколько известно, был бы готов даже обсуждать такой вопрос, как передача недавно включенных в состав России территорий под управление ООН или специально созданной временной международной администрации на длительный срок. В случае известных международных прецедентов — например, Восточного Тимора — статус таких территорий, утвержденный ООН, предусматривает демилитаризацию и ряд других мер, исключающих возобновление боевых действий, тогда как вопрос окончательного самоопределения откладывается надолго. У Китая есть относительно схожий опыт, выражающийся в формуле «одна страна — две системы», по отношению, скажем, к Гонконгу. Однако, учитывая, что данные территории уже включены в состав России на конституционном уровне, Москве было бы очень трудно согласиться на такой вариант, даже несмотря на то, что она реально хотела бы с помощью Пекина подвигнуть Киев к предметным переговорам. А без согласования с Москвой Пекин вряд ли будет оглашать сколько-нибудь далекоидущие конкретные предложения по долгосрочному урегулированию.

На случай вполне прогнозируемого тупика на «украинском треке» всегда есть «план Б». А именно обсуждение всестороннего экономического сотрудничества, где почти всегда есть о чем заявить и чем похвалиться. Можно, например, теоретически согласовать еще одну трубу «Сила Сибири» в Китай и другие масштабные проекты.

Американцев, конечно, в первую очередь интересует, не даст ли председатель Си согласие на поставки вооружений России. В администрации Джо Байдена, опираясь на данные американской разведки, полагают, что пока такого решения Пекин не принял, но может принять, чтобы тем самым отвлечь внимание и силы тех же США и вообще Запада от азиатского направления на бесконечную поддержку Украины и продолжение военных действий на взаимное истощение.

Косвенно страхи американцев подтвердил Юрий Ушаков: «Темой переговоров в Москве президента России Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина станет военно-техническое сотрудничество (ВТС) и энергетика», — сообщил он. Правда, мотивация тут может быть определена по-другому: Пекин не хотел бы позволить коллективному Западу во главе с Америкой безоговорочно победить на Украине.

Помимо всего прочего, визит китайского лидера окажет важную моральную поддержку Москве после выдачи Международным уголовным судом ордера на арест российского президента и подтвердит верность слов председателя Си о том, что китайско-российское партнерство «не имеет пределов». А если они и есть, то не Америке их устанавливать.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию