16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
20 сентября 2022, 12:37 Политика
Актуальная тема: Антироссийские санкции

Российские фуры с товарами из Евросоюза задерживают в Казахстане

Лента новостей

Весной Астана запретила ввозить грузы компаниям из стран, отличных от государства первого перевозчика. После обращения российских коллег власти Казахстана временно разрешили перевозки с перецепкой, но, как показывают текущие события, недовольны происходящим и не хотят помогать России обходить санкции

Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Обновлено в 15:30

В Казахстане застряли не менее восьми российских фур, груженных товарами из ЕС. Перевозчиков призывают временно воздержаться от транзита, пишут «Известия».

С этой весны фуры из ЕС на границе с Белоруссией из-за экономических санкций перецепляют на тягачи белорусских или российских компаний. Затем они следуют в Казахстан.

По данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, у водителей задержанных машин изъяты все документы, поэтому уехать они не могут.

Как следует из письма Минтранса России в Мининдустрии и инфраструктурного развития Казахстана, на перевозчиков планируют наложить штрафы порядка 3 тысяч евро или 180 тысяч рублей. В Москве считают новые требования Астаны необоснованными и просят отменить их и освободить фуры без штрафов.

Пока проблемы возникли у трех компаний: «Автотранзит», «СВ-Транс» из Смоленска и логистического оператора «Траско».

Говорит представитель компании «Траско» Артем Барановский:

Артем Барановский представитель компании «Траско» «В настоящий момент ситуация такова: два наших автопоезда остановлены в Казахстане. Обычно мы осуществляем перевозки с использованием разрешений третьих стран, которые выдаются как раз казахской стороной. Однако сейчас власти Казахстана требуют от водителей разрешения на грузы, которые выдаются перевозчикам из ЕС, то есть тем, которые обслуживали предыдущее плечо из ЕС до Белоруссии или до РФ. Подобные требования нарушают положение о международном сообщении, а задержание наших автомобилей и возможный вменяемый штраф необоснованны. Мы надеемся на гармонизацию ситуации и разрешение возникших сложностей, а пока до прояснения всех обстоятельств приостановили перевозки в Казахстан из третьих стран. Мы знаем, что и Минтранс направил обращение, и мы надеемся, конечно, что это возымеет свое действие и эту проблему удастся решить».

Весной Астана запретила ввозить грузы компаниям из стран, отличных от государства первого перевозчика. Но после обращения российских коллег власти Казахстана с 1 июля разрешили перевозки с перецепкой до конца года. Говорит гендиректор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло:

— Суть проблемы заключается ровно в том, что Казахстан не желает участвовать в обходе санкционного режима. Разворот наших фур и запрет на въезд на территорию Казахстана еще был, если вы помните, в марте-апреле, тогда очень активно писали письма из Минтранса, просьбы решить этот вопрос, потому что по сути дела это незаконно. Но тогда вопрос вроде был урегулирован, в течение двух недель ситуация прояснилась, и дальнейший транзит начал осуществляться. А сейчас опять все то же самое. Транспортным средствам, которые непосредственно идут из ЕС, запрещают въезд на территорию Казахстана, потому что понимают, что в дальнейшем эти грузы будут растаможены и экспортированы в Россию, либо реэкспортированы в Россию без растаможивания в Казахстане через процедуру таможенного склада.

— А если компания выплатит штраф?

— 180 тысяч рублей.

— То отпускают, получается, можно проехать?

— Насколько я понимаю, если компания оплачивает штраф, не факт, что она может продолжить движение, скорее всего, ее будут разворачивать. Но к сожалению, вынужден констатировать, что прецедентов, подтверждающих или опровергающих данное обстоятельство, у нас сейчас нет, потому что эта ситуация сложилась буквально вот-вот.

Сам ЕС до конца не понимает, на что конкретно существуют санкции на ввоз в Россию, говорит колумнист Business FM Семен Новопрудский:

Семен НовопрудскийСемен Новопрудский независимый эксперт, колумнист делового портала BFM.ru «Мне кажется, даже сам ЕС до конца не понимает, на что конкретно существуют санкции на ввоз в Россию. Есть запрет на поставку, допустим, микроэлектроники и компонентов, которые американцы ввели, но санкции на импорт в Россию, насколько я знаю, специально не вводились. Вводились некоторые ограничения на перевозки, но это были ограничения компаний. То есть на самом деле параллельный импорт — это то, что Россия ввозит по перечню Минпромторга, который постоянно обновляется, это большой документ, в котором десятки позиций, он занимает 23 страницы. Это то, чего просто не стало из-за ухода компаний с российского рынка производителей, а не из-за санкций. То есть России ввозить в страну ничего не запрещали, кроме, если я не ошибаюсь, собственно микроэлектроники, а все остальные ограничения — это именно ограничения на уровне компаний. Но именно для обхода таких ограничений и создается параллельный импорт. Казахстан стал одной из главных стран ввоза в Россию самых разных товаров, в том числе и по параллельному импорту. Разумеется, Казахстан все понимает и будет осторожничать, но все равно это делать. Он ведь входит в Евразийский экономический союз, который формально существует».

Как оригинальные запчасти и запрещенная электронная начинка для автомобилей попадают на российский рынок? Рассказывает заместитель председателя ассоциации автосервисов «РАСТО» Николай Янковский:

Николай Янковский заместитель председателя ассоциации автосервисов «РАСТО» «В начале всех событий думали, что у крупных дистрибьюторов в других странах — это не только Казахстан, это в принципе достаточно широкий круг стран — можно будет купить и привезти. Но события показали, что крупный дистрибьютор официальный, который находится в другой стране, не может продать груз в Россию, потому что действует так называемое западное экспортное право. И в случае, если кто-то на складе этого дистрибьютора в какой-то стране увидит соответствующие реквизиты, он их фотографирует, отправляет в compliance в компанию, которая произвела этот продукт, и поставки останавливаются. Поэтому сейчас никто рисковать не будет, и действуют несколько другим способом. Локально в этой стране крупный дистрибьютор, имеющий официальный контракт с производителем мотозапчасти, поставляет ее компании либо частному лицу, а эта компания или частное лицо продает ее российскому частному лицу или компании, скорее, частному лицу. Эта схема, естественно, предполагает как большие сроки, так и большую наценку. Вот так все работает касательно тех запчастей, которые здесь найти нельзя. Это оригинальные и, может быть, даже не оригинальные запчасти. Но, скажем так, связанные с электроникой, с топливной аппаратурой».

Астана не присоединилась к западным санкциям против России, но президент Казахстана Токаев не единожды заявлял, что страна не будет помогать российским компаниям обходить ограничения.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию