В Подмосковье ввели масочный режим. Какая сейчас ситуация на рынке масок и есть ли дефицит?
Лента новостей
«Сейчас практически вся Россия шьет маски», — говорит один из производителей, но уточняет, что «многие уже перестали шить, потому что маржа практически нулевая»
В Подмосковье введен масочный режим. Пока ношение масок для жителей — рекомендация, а с 12 мая уже обязательная мера в общественных местах и транспорте, включая такси. Штраф за отсутствие маски составит 4 тысячи рублей, а в общественный транспорт без масок просто не пустят.
Из окна своей квартиры в небольшом подмосковном городке я ежедневно вижу гуляющих группами людей. Некоторые, включая пожилых, трудятся на мини-субботнике. При этом маски не носит практически никто. В магазинах в масках только половина покупателей. Дефицит? Ничего подобного, рассказывает местный житель Вячеслав.
«Я зашел в одну аптеку, там сказали, что маски закончились, был завоз вчера, но привезли всего 50 масок. Зашел в аптеку рядом, там маски были в наличии. Когда я спросил, сколько можно взять, мне ответили, что я могу взять хоть 100 штук. Стоимость одной маски была 40 рублей. Что касается покупателей в аптеках, то часть из них была в масках, а часть без них».
В Подмосковье живут около 7,5 млн человек. Москва пока не ввела масочный режим. Но заммэра Максим Ликсутов пообещал, что со следующей недели маски будут продавать в кассах метро. Метрополитен получит эти маски на реализацию от городских структур. Их цена будет не выше, чем в аптеках, сказал Ликсутов.
В связи с этим российские производители с радостью увеличили бы объем выпуска масок в разы. Однако сегодня вместо дефицита — профицит. Склады крупных поставщиков почти полностью заполнены. Предприниматели существенно снизили цены, но не ожидают новой волны высокого спроса. Ситуацию комментирует производитель масок Петр Кондауров.
«Сейчас заключаем контракты, большие объемы, несколько миллионов масок, и цена их 16-17 рублей. Цены упали почти в два раза за две с половиной недели. Все-таки основные крупные предприятия уже затарили склады, производства сейчас достаточно. Сейчас практически вся Россия шьет маски, и все, кто хоть каким-то образом имел предприятие, которое можно было перенастроить на маски, их шьют. Более того, многие из моих знакомых их уже перестали шить, потому что маржа там практически нулевая, поэтому, если будет спрос, я думаю, он будет удовлетворен довольно быстро без глобальных скачков цен».
Столичные аптеки до недавнего времени не понимали, какие именно маски им разрешено закупать — изготовленные по ТУ или по ГОСТу. Теперь закупают те и другие, рассказал генеральный директор сети социальных аптек «Столички» Евгений Нифантьев.
Евгений Нифантьев генеральный директор сети социальных аптек «Столички» «Сейчас предприятия на территории России вышли на высокие мощности по производству масок. Сегодня это уже 8 млн штук в сутки. Маски как одноразовые, так и многоразовые. Плюс к этому добавляется большое количество (измеряется в десятках миллионов штук) масок, которые импортируются из Китая. Буквально в последние дни маски начали поступать в аптеки в достаточном количестве. Я могу предположить, что к концу майских праздников уже не будет такой острой ситуации с масками в аптеках, какую мы наблюдали буквально неделю или две назад».
Перекупщики, которые обрушили цены на рынке огромными партиями копеечных масок из Китая, — головная боль для российских производителей. Зачастую низкокачественный китайский товар после пересечения границы с помощью связей и денег получает этикетку «Сделано в России». В общем, прямому конечному покупателю мы сегодня не нужны, сетует производитель масок Николай.
«Большинство готовой продукции у нас лежит на складе, мы и за 3 копейки ее не можем отпустить, и слишком много накручивать нам смысла нет. Пытались свою продукцию продавать в гипермаркетах, гипермаркеты говорят: «Нам неинтересно». Все хотят продавать за слишком дорого и покупать за слишком дешево. Аптеки не берут, потому что они тоже хотят за 3 копейки, грубо говоря, 19 рублей за маску: «Нет, дорого, брать не будем». Мы говорим: «Берите многоразовые, многослойные, тканевые». «Мы не хотим, мы хотим сумасшедшую прибыль». В пресс-службу Воробьева мы писали, что мы можем поставлять какую-то часть как гуманитарную помощь, какую-то часть по себестоимости, никто контактов не дает».
Но главное, что маски стали дешевле для конечного потребителя, исчез дефицит. Снизился риск, что человек, экономя, будет долго носить одно и то же изделие. Медики говорят, что респиратор нужен только тем, кто ухаживает за больным коронавирусом. Запас должен быть четыре-пять штук на две недели. Одноразовая хирургическая маска эффективна два часа и защищает при поездках в транспорте и походах в магазин.
Тканевой маски с вкладышем тоже хватит на пару часов, стоит она дороже, но она выгоднее, рассказал врач-педиатр, инфекционист, главврач медицинского центра «Лидер Медицина» Евгений Тимаков.
Евгений Тимаков врач-педиатр, инфекционист, главврач медицинского центра «Лидер Медицина» «Такие маски, как хирургические, их нужно иметь пять-шесть, но, в отличие от хирургических, эти маски можно стирать и использовать повторно. То есть их запас должен быть гораздо меньше, чем хирургических масок. Если хирургических для работы надо иметь как минимум на одного человека около 100 штук, то этих масок можно сделать штук 15, стирая их периодически, использовать повторно».
Отдельная тема — маски для детей. Производители говорят, что пока их берут неохотно, поэтому их почти не шьют. Возможно, вскоре спрос на них вырастет. Цена у них такая же, как и у взрослых.
Еще один вопрос — кадровые мощности подмосковной полиции для проверки масочного режима. Их не всегда хватает даже на выявление текущих правонарушений. Смогут ли они штрафовать граждан без масок? Надежда лишь на то, что проверять это на практике жители Подмосковья не будут.