«Поддерживать не искусственно низкие цены, а доступность питания». Бизнес просит ввести карточки на продукты
Лента новостей
Об этом предложении говорится в коллективном письме Минпромторгу. Подписавшие его считают, что карточки будут эффективнее ценовых ограничений
Бизнес просит ввести продуктовые карточки для бедных, сообщает РБК. Производители и организации потребителей предлагают адресно помочь малоимущим, а именно раздать продовольственные карточки.
Об этом предложении говорится в коллективном письме Минпромторгу. Обращение, в частности, подписали президент Российской гильдии пекарей и кондитеров Юрий Кацнельсон, исполнительный директор Руспродсоюза Дмитрий Востриков, а также председатель Союза потребителей Петр Шелищ.
Подписанты считают, что введение карточек будет эффективнее ценовых ограничений, которые сейчас обсуждаются в правительстве. По мнению бизнеса, госрегулирование цен приведет к дефициту и появлению теневого рынка.
Один из авторов обращения, глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин, напоминает про американский опыт использования продуктовых карточек и уточняет, что карточка может быть и банковской, на которую малоимущему могут перечислить деньги.
Сергей Юшин глава Национальной мясной ассоциации «Что касается системы продовольственной помощи, то она очень распространена в целом ряде стран, в том числе и богатых. В частности, в США системой продовольственной помощи пользуется более 40 млн человек. Когда люди, которые не имеют достаточно средств хотя бы для обеспечения базового питания, они получают от государства средства на покупку конкретных продуктов. Это более справедливая система по сравнению с тем, когда мы хотим искусственно, административно держать низкие цены на продукты питания, потому что это угнетает инвестиции, лишает производителей прибыли и возможности развиваться. А между тем этими искусственно низкими ценами пользуются очень богатые и состоятельные люди, которые могут себе позволить покупать продукты по рыночным ценам. И мы считаем, что гораздо важнее в России поддерживать не искусственно низкие цены, а доступность питания для наименее защищенных слоев населения. В этом плане могут быть разные инструменты. Это может быть перечисление на карточку конкретного владельца, и он покупает на эти дополнительные средства именно продукты питания, может быть отдельная карточка. В таких условиях, как сегодня, вообще в целом таким людям можно увеличить социальные пособия. Я думаю, вряд ли они пойдут в магазин люксовой одежды и потратят деньги на нее».
По мнению авторов обращения, на то, чтобы поддержать малообеспеченных россиян — платить до конца года по 10 тысяч рублей — нужно до 800 млрд бюджетных рублей. Бедных насчитали 10 млн человек.
Ни карточки, ни ценовые ограничения не спасут ситуацию, считает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович.
Георгий Остапкович директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ «Регулирование цен — это все в мире давно уже проходили. Через пять-шесть месяцев будет абсолютный дефицит отдельных продуктов по всей стране. Вторая мера — введение карточек. Я считаю, что такой точки бифуркации сегодня еще не наступило. Не настолько у нас провальная ситуация и в экономике, и в бизнесе, и у людей, что нужно вводить карточки. В принципе, мы обладаем огромными резервами, такими, которых у нас не было ни в СССР, ни в новой России. И ответственной мерой со стороны правительства была бы компенсация для наименее обеспеченной части населения. Нужно им дать деньги. А то, что поднимутся цены, это неизбежное явление во всей рыночной экономике. Для чего мы копили все эти резервы? Именно для того, чтобы в критический момент помочь людям. Главное сейчас не падение ВВП, бог с ними, с тракторами, башенными кранами, с танками, ракетами, которых мы меньше выпустим, а главное, что грозит экономической безопасности — это безработица и снижение реальных доходов».
Ранее премьер Михаил Мишустин поддержал идею думской фракции «Единая Россия» ограничить цены на продукты в период экстренных ситуаций, как это уже произошло с ценами на лекарства.
В то же самое время крупные российские ретейлеры предупредили о подорожании продуктов в ближайшее время на 15%. В Ассоциации компаний розничной торговли объяснили, что отпускные цены увеличивают поставщики — на 20-50%. Причиной стало падение курса рубля.