16+
Суббота, 27 июля 2024
  • BRENT $ 80.55 / ₽ 6893
  • RTS1102.01
25 февраля 2020, 14:53 Финансы
Актуальная тема: Пандемия коронавируса

Экономику на карантин не закроешь. Комментарий Семена Новопрудского

Лента новостей

Что такое глобальная экономика и насколько сильно страны зависят друг от друга, люди чувствуют на себе, когда случается непредвиденное потрясение, никак от них не зависящее. Например, когда в Китае кашляют, начинает задыхаться вся мировая экономика — уже в буквальном смысле

Семен Новопрудский.
Семен Новопрудский. Фото: Татьяна Фролова

До сих пор важные международные чиновники и политики избегали заявлений относительно возможного влияния эпидемии коронавируса COVID-19. И вот этот обет молчания прерван.

Мировому сообществу следует готовиться к неблагоприятному сценарию развития эпидемии коронавируса и не стоит ожидать скорой ликвидации его последствий для глобальной экономики. Об этом заявила директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Кристалина Георгиева на встрече с министрами финансов и главами центробанков стран G20 в Саудовской Аравии. В тот же день генеральный директор Всемирной организации здравоохранения Тедрос Аданом Гебрейесус впервые сообщил о том, что миру надо готовиться к пандемии коронавируса.

Панических настроений этим заявлениям добавляют сообщения из Китая (в силу информационных особенностей Поднебесной в мире склонны полагать, что китайцы скорее занижают, а не завышают реальную угрозу) о 195 заразившихся повторно, то есть переболевшие не получают иммунитета.

Пока Кристалина Георгиева осторожна в своих оценках влияния коронавируса на мировую экономику. Она лишь напомнила, что в январе МВФ прогнозировал увеличение темпов роста мировой экономики с 2,9% в 2019 году (самый низкий показатель с 2016-го) до 3,3% в текущем. А теперь публично поставила этот прогноз под сомнение. По словам главы МВФ, хотя Китай и США достигли предварительных договоренностей по торговле, тарифные войны «срезали 0,6% мирового ВВП в прошлом году», а сейчас «чрезвычайная ситуация в области здравоохранения международного масштаба подорвала экономическую активность в Китае».

Слова Георгиевой прозвучали 23 февраля. А 24-го начался обвал на финансовых рынках. В результате 500 богатейших людей мира потеряли за день около 139 млрд долларов. Из российских богатейших предпринимателей больше всего денег за сутки потеряли президент «Лукойла» Вагит Алекперов (1,21 млрд долларов), глава «Новатэка» Леонид Михельсон (692 млн), вице-президент «Лукойла» Леонид Федун (508 млн). Доллар впервые с октября прошлого года стал стоить дороже 65 рублей.

Понятно, что главная причина локальных панических приступов финансовых рынков и ослабления валют развивающихся стран — тотальная неопределенность. Никто не понимает, когда появится эффективная вакцина, когда вирус прекратит распространяться по миру, насколько сильно повлияет на китайскую, а вслед за ней и мировую экономику.

Китай — вторая экономика планеты с долей в мировом ВВП около 15% и самым высоким темпом роста среди ведущих экономических держав. Все последние годы КНР давала как минимум треть роста мировой экономики.

Причем если к разовым техногенным или природным катастрофам, торговым войнам и войнам санкций человечество более или менее привыкло, то привыкнуть к таким вещам, как внезапная пандемия неизвестной болезни, невозможно в принципе. Приходится анализировать ущерб и придумывать контрмеры на ходу, в пожарном порядке.

Глобальную экономику, в отличие от зараженных вирусом людей, на карантин не закроешь. Изолироваться от этой проблемы в национальных рамках невозможно. Тот же Китай стал главной мировой фабрикой по производству самых разных товаров, без которых не обойтись никому в мире. Психологический эффект паники в данном случае только усиливает возможный экономический ущерб.

По формальным цифрам болезнь пока не выглядит каким-то апокалипсисом. По всему миру в данный момент заболели чуть больше 80 тысяч человек, умерли менее трех тысяч. Для сравнения, в тех же США, мировом рекордсмене по расходам на здравоохранение как в абсолютном, так и в относительном значении (18% ВВП), по официальным данным Centers for Disease Control and Prevention, от нескольких штаммов гриппа с 1 октября 2019 года по 15 февраля 2020 года умерли 16 тысяч человек. Но личное и коллективное сознание людей устроено так, что тысячи смертей от привычного гриппа пугают их намного меньше, чем одна от таинственного вируса.

Главный экономический урок коронавируса состоит в том, что в современном мире невозможно полностью изолировать никакую национальную экономику от внезапных внешних проблем. Вирусы не признают ни государственных границ, ни протекционистских барьеров. А все формы регулирования экономики, которые изобрело человечество, должны учитывать еще и то обстоятельство, что в любой момент в любой точке мира могут возникнуть разрушительные внеэкономические факторы. Причем как-то справляться с ними придется всем странам вместе и каждой по отдельности.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию