16+
Вторник, 26 ноября 2024
  • BRENT $ 73.33 / ₽ 7611
  • RTS771.49
10 декабря 2019, 20:05 Общество

«Он любил жизнь, как никто другой». Каким мэром был Юрий Лужков?

Лента новостей

Кто-то вспомнит точечную застройку центра Москвы, творения Зураба Церетели, заморозку строительства метро, а кто-то — обширное дорожное строительство, торговые центры, куда по этим дорогам можно ездить, льготы, дешевую коммуналку

Юрий Лужков.
Юрий Лужков. Фото: Alessia Pierdomenico/Reuters

Умер экс-мэр Москвы Юрий Лужков, ему было 83 года. Лужков скончался в одной из клиник Мюнхена — там ему проводили операцию на сердце. Юрий Михайлович руководил Москвой 18 лет — с 1992-го по 2010 год.

Незадолго до своей отставки первый мэр Москвы Гавриил Попов опубликовал статью о коррупции. Главный вывод — позволить чиновникам, как акционерам, получать прибыль. После неоднозначной реакции на предложение, по сути, «легализовать взятки», Гавриил Харитонович передал бразды правления Юрию Лужкову.

Лужков сразу показал, кто в Москве хозяин. Памятна сессия Верховного совета, который в 1993 году вел борьбу с Борисом Ельциным, куда нового мэра вызвали с отчетом. Депутаты кричали и требовали от него уйти, а он с издевательской улыбкой спокойно сообщил, что это невозможно, ведь его выбрали москвичи.

Потом Верховного совета не стало, и в этом Юрий Михайлович сыграл немалую роль — в том числе как крепкий хозяйственник, отключив в Белом доме свет. А избравшие его москвичи, которым он дал «лужковские» надбавки к зарплатам бюджетников и пенсиям, любили мэра долгие годы. Вот фрагмент общения с жителями дома под снос.

— Этот дом будет переселяться в первые секции строящегося дома П-44.

— Спасибо большое... А следующий корпус?

— То же самое. Один корпус... Тихо!

— А второй корпус?

— Многосекционный дом, всем хватит.

— Юрий Михайлович, мы вас любим и все будем за вас голосовать. Обязательно!

Лужков, в отличие от Попова, воплотил скорее другой принцип: живите сами и давайте жить другим. Москва гораздо легче остальных городов пережила шоковую терапию. Сейчас бы это объяснили налогами крупных компаний, но тогда налоги платить было не принято. Он добился исключения столицы из федеральной программы чековой приватизации, к явному неудовольствию своих оппонентов — Егора Гайдара и Анатолия Чубайса. Вспоминает экс-министр экономики Андрей Нечаев.

Андрей НечаевАндрей Нечаев бывший министр экономики, председатель партии «Гражданская инициатива» «Мне позвонил Юрий Михайлович, с которым у меня были вполне добрые отношения, он со мной был на ты. Он говорит: «Андрей, разве это справедливо? Вот у меня гигантский стаж, 40 лет на руководящей работе. Я получаю один ваучер». А у него в этот момент как раз родилась дочка, ей было два или три месяца. «И моя дочь получает один ваучер». Я говорю: «Юрий Михайлович, это несправедливо. Вы предлагаете вам дать два, а ей не давать вовсе?» Я это к чему говорю: он понимал, что эта модель несовершенна. С другой стороны, он понимал, что нельзя придумать идеальную какую-то модель приватизации, ее просто не существует. Она всегда будет к кому-то несправедлива».

Главные активы мегаполиса — земля и недвижимость. Московские заводы превратились в золотую жилу — офисные центры. Землю продавали тому, кому считали нужным. Но все это соседствовало с щедростью. И если артист жаловался, что у него нет квартиры, он ее получал. Хотя Бориса Немцова Лужков прописывать не хотел и сделал это только после звонка Ельцина.

Конечно, щедрость не знала границ по отношению к московским чиновникам. Времена тогда были такие, никто не воспринимал отписанные дачи как коррупцию. И то, что жена градоначальника была крупнейшим московским девелопером, тоже не вызывало особого возмущения. О Лужкове говорит главный редактор и владелец «МК» Павел Гусев.

Павел ГусевПавел Гусев главный редактор и владелец газеты «Московский комсомолец» «Юрий Михайлович был для меня другом и очень важным человеком в жизни, с которым я вместе и работал, и в гольф играл вместе. Этот человек очень интересный собеседник, полный весь идеями был. У него огромный был запас энергии, желание жить. Он любил жизнь, как никто другой».

Все 1990-е годы московский мэр поддерживал Бориса Ельцина, в том числе и на выборах 1996 года. Когда стало ясно, что первый президент скоро покинет свой пост, Лужков начал борьбу за высшую власть в стране. Но его блок «Отечество — Вся Россия» проиграл «Единству», созданному для поддержки Владимира Путина.

Некоторые считали, что если бы мэр пошел вместо Евгения Примакова на президентские выборы, у него были бы неплохие шансы. Лужков никогда не лез за словом в карман. Его цитаты не такие яркие, как у Черномырдина, но про кепку, которая прикрывает незащищенные части тела, народ запомнил. Или про то, кого Юрий Михайлович нашел под Большим театром.

«Там живут и благоденствуют крупные тараканы. Тараканы, которых мы в бытовой нашей жизни даже не могли себе представить. Сантиметров под десять. Вот. Они беленькие, потому что там темно. И они хотят, чтобы их человек трогал руками».

Впрочем, еще вопрос, каким бы мог стать президентом Лужков. Он еще в либеральных 1990-х и в начале нулевых лишил московский парламент самостоятельности. Столичные СМИ тщательно контролировали, выборы — тоже. Все экономические решения принимались одним лицом.

Лужкова задолго до украинских событий не любили в Киеве, а при Ющенко, после того как Лужков сказал «чей Крым», ему запретили въезд на Украину.

Недовольные вспоминают точечную застройку центра, творения Зураба Церетели, торговый центр под Манежкой и другие новоделы, заморозку строительства метро и неэффективную борьбу с пробками. Благодарные — то, что в столице появились дороги, торговые центры, куда по этим дорогам можно ездить, зарплаты, льготы, дешевую коммуналку и так далее. Да и платной парковки не было. И вообще, после смены столичной власти в народ пошли две фразы: «при Лужкове такого не было» и «как похорошела Москва при Сергее Собянине».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию