В Сарове траур по погибшим на морском полигоне под Северодвинском
Лента новостей
Пятерых погибших атомщиков из Сарова представят к госнаградам, в городе им поставят памятник. Взрыв произошел 8 августа на морской платформе в Архангельской области во время испытаний ракеты с радиоизотопным источником питания
Обновлено в 12:53
Пятерых ученых, погибших при взрыве на морском полигоне под Северодвинском 8 августа, представят к госнаградам. В Сарове им поставят памятник. В городе траур. До 12 августа приспущены государственные флаги, отменены развлекательные мероприятия.
Похороны работников ядерного центра пройдут в понедельник. В постановлении администрации Сарова о трауре без каких-либо деталей отмечается, что сотрудники погибли «при выполнении задания государственного значения».
Как трагедию восприняли в городе, рассказывает главный редактор газеты «Колючий Саров» Сергей Кугукин.
Сергей Кугукинглавный редактор газеты «Колючий Саров»«Понятно, что у нас определенная специфика, подобные вещи случаются не сильно часто, но тем не менее происходят, поэтому люди, в принципе, готовы, то есть психологически истерики, какой-то паники нет. Люди понимают, что произошла трагедия. Последний случай, который я помню, когда люди непосредственно у нас гибли, лет двадцать, наверное, прошло. Это произошло на одной из наших площадок. Просто между средствами массовой информации города Сарова и руководством института есть некая договоренность, что все средства массовой информации молчат до тех пор, пока не будет официального пресс-релиза, потому что все понимают, что это связано с секретностью».
Взрыв произошел из-за рокового стечения обстоятельств, заявило руководство Российского федерального ядерного центра в Сарове. Также из выступления, которое показали по местному телевидению, следует, что трагедия произошла не на береговой части полигона, а в акватории Белого моря. Вот что рассказал об испытаниях, которые проводит саровский центр, его научный руководитель Вячеслав Соловьев.
Вячеслав Соловьев научный руководитель Российского федерального ядерного центра — Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики «Одно из направлений — это создание источников энергии, тепловой, электрической, с использованием радиоактивных материалов, в том числе и делящихся материалов, радиоизотопных материалов. Вот эти разработки ведутся и во многих странах. Американцы в прошлом году в рамках программы Kilopower испытали малогабаритный реактор мощностью всего лишь в несколько киловатт. И наш центр также продолжает работать в этих направлениях. Та трагедия, то роковое стечение обстоятельств, которое случилось при наших испытаниях, мы сейчас в этом пытаемся разобраться. Работаем в тесном контакте с государственной комиссией, которая создана по анализу причин этой аварии. И, конечно же, наши ученые сейчас в постоянном контакте. Мы анализируем всю цепь событий для того, чтобы и оценить масштаб аварии, и понять ее причины. Не только понять, но и исключить возможность подобных аварий в будущем».
Позже в «Росатоме» заявили изданию «Фонтанка», что авария произошла во время испытаний радиоизотопного источника питания. «Это ядерная батарейка, чтобы вам было понятно», — сказал представитель госкорпорации, отметив, что упомянутое Соловьевым слово «реактор» к катастрофе в Белом море отношения не имеет.
Над каким именно оружием работали ученые, неизвестно. Год назад газета «Коммерсантъ» писала, что саровский ядерный центр принимает участие в создании межконтинентальной ракеты неограниченной дальности.
Замдиректора саровского центра Александр Чернышев в том же заявлении местному телевидению подтвердил, что в Северодвинске было кратковременное повышение радиационного фона.
Александр Чернышев заместитель директора Российского федерального ядерного центра — Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики «То, что произошло, это, безусловно, непрогнозируемый сценарий реализовался. Я должен сказать, что не так далеко там находится Северодвинск, наши люди там присутствуют, наши эксперты также проводят измерения. В «Севмаше» в прошлую ночь дежурила наша бригада, и установили прямыми измерениями, сравнением этих измерений, что радиационное повышение фона было в два раза и длилось не более часа. Никаких остаточных радиоактивных загрязнений ни наши эксперты, ни внешние эксперты не зарегистрировали».
Директор центра Валентин Костюков заявил, что к испытаниям готовились около года, «создали соответствующие стенды, провели аттестацию людей, провели достаточно серьезный инструктаж, сделали оборудование, программы, методики». «Казалось бы, все должно быть реализовано, но, к сожалению, ситуация пошла по нештатному варианту», — добавил ученый.
Как заявили в «Росатоме», после взрыва несколько сотрудников отбросило в море, и первое время была надежда найти их живыми. Но когда стало понятно, что выжить им не удалось, госкорпорация сообщила об их гибели.
«Росатом» окажет помощь семьям погибших. «Речь не только об одноразовой помощи. Это лишь малая часть того, что мы можем сделать в знак признательности за самоотверженную работу испытателей, отдавших свои жизни во благо безопасности всех нас», — говорится в заявлении компании.
Трагедия произошла на центральном морском испытательном полигоне ВМФ неподалеку от села Ненокса в 40 километрах от Северодвинска. Радиационный фон в Архангельской области в норме, хотя в день взрыва 8 августа было зафиксировано кратковременное повышение уровня радиации.