16+
Четверг, 14 ноября 2024
  • BRENT $ 72.02 / ₽ 7085
  • RTS858.19
21 июля 2019, 15:31 Политика

Причастна ли Россия к задержанию британского танкера?

Лента новостей

Таблоид The Sunday Mirror опубликовал статью, в которой утверждает, что разведка МI-6 расследует версию о причастности Москвы к инциденту

Фото: Reuters

Введет ли Лондон санкции против Тегерана после задержания британского танкера в Ормузском проливе и причастна ли к этому инциденту Москва?

Британский кабмин уже планирует дипломатические и экономические ограничения, в частности заморозку активов Тегерана, пишет The Telegraph. Объявить об этом Форин-офис может уже сегодня.

Одновременно таблоид The Sunday Mirror утверждает, что британская внешняя разведка МI-6 уже расследует версию о причастности России к задержанию танкера. Якобы иранская разведка могла заманить судно в ловушку с помощью фальшивых координат GPS, которые распространялись посредством «российских шпионских технологий». Версия выглядит крайне сомнительной и вряд ли исходит от властей, говорит генеральный директор исследовательской компании Europe Insight Андрей Куликов.

Андрей Куликов генеральный директор исследовательской компании Europe Insight «Sunday Mirror — это все-таки таблоид, издание, ориентированное на сенсационность. Информация, которую они публикуют, часто вызывает сомнения. Мне кажется, сложно доверять этой статье. Пытаться в этом противостоянии между Великобританией и Ираном по поводу двух танкеров, которые принадлежат только этим двум странам, увидеть роль России — очень большое преувеличение. Я уверен, будет обсуждаться возможность введения санкций со стороны Великобритании. Может, посла вышлют. Великобритания в то же время заинтересована в сохранении контактов с Ираном. Это подчеркивалось еще до того, как иранская сторона захватила британский танкер. Но Великобритания в то же время хочет играть первую скрипку в этом вопросе, по большому счету устанавливая правила игры. Они могут задерживать иранский танкер, могут настаивать на соблюдении Ираном ядерной сделки, то есть они хотят задавать повестку, чтобы Иран выполнял условия, которые диктует Великобритания. Но Иран показал, что у него тоже есть козыри, или он приобретает эти козыри, поэтому конфликт только усугубляется».

The Sunday Mirror со ссылкой на источник пишет, что Корпус стражей исламской революции и российская разведка «очень тесно сотрудничали в Сирии». Газета также утверждает, что Россия могла участвовать в задержании танкера «только с одобрения» президента Путина.

Есть ли у Москвы соответствующие разработки и как работают подобные системы? Рассказывает директор проекта по новым технологиям и международной безопасности ПИР-центра, профессор Академии военных наук Вадим Козюлин.

Вадим Козюлин директор проекта по новым технологиям и международной безопасности ПИР-центра, профессор Академии военных наук «Насколько известно из прессы, речь идет о GPS-камерах, или глушителях системы спутниковой навигации, эта система может быть GPS американского производства, ГЛОНАСС российского, Beidou китайского и европейская. Действительно, подобного рода оборудование производится, причем в разнообразной комплектации, многие страны его делают. Произвести оборудование для глушения GPS, чтобы сигнал потерялся, достаточно просто, потому что сигналы со спутника, которые позволяют ориентироваться в пространстве, довольно слабые, заглушить их относительно легко. Но речь в тех публикациях, которые сегодня появились в прессе, идет о том, что сигнал был не заглушен, а якобы изменен, что заставило экипаж думать, что они находятся где-то в другом месте, нежели там, где они реально были, и таким образом, пытаясь вернуться на верный курс, они попали в иранские воды. Насколько известно, изменить данные, которые показывает прибор GPS, теоретически возможно, но выставить это с такой точностью — таких технологий не существует. Направить с точностью в иранские воды это судно с помощью такого оборудования невозможно, поэтому все это очередные фантазии на темы русского вмешательства в западные дела».

Иран задержал судно под британским флагом в Ормузском проливе 19 июля вечером. На борту — трое граждан России, остальные моряки — граждане Латвии, Филиппин и Индии, британцев нет. Власти Ирана заявили, что экипажу ничего не угрожает.

По версии Тегерана, судно было задержано за нарушение международного морского права. Якобы экипаж не ответил на сигнал бедствия, поданный иранским рыболовецким судном. По неофициальным данным, это ответ Тегерана на задержание США и Великобританией 4 июля иранского танкера в Гибралтаре. Экипаж подозревали в поставках иранской нефти в Сирию в обход санкций ЕС.

Если задержанный в пятницу британский танкер не освободят, Иран ждут серьезные последствия, заявили в Форин-офисе. Ситуацию комментирует генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.

Андрей КортуновАндрей Кортунов генеральный директор Российского совета по международным делам «Если говорить о санкциях Великобритании в отношении Ирана, то, мне кажется, что здесь наиболее интересным, важным является перспектива выхода Великобритании из той пока что единой европейской коалиции, которая противостоит односторонним американским санкциям в отношении Исламской Республики».

Между тем стало известно содержание переговоров иранской стороны с захваченным британским танкером. Запись опубликовала компания Dryad Global.

Представитель КСИР обращается к капитану танкера, дает ему команду развернуться и обещает безопасность. В то же время британский фрегат HMS Montrose, который убеждает его, что менять курс он не обязан, утверждает: «Вы осуществляете транзитный проход по международным водам, согласно международному праву никто не может вам мешать, препятствовать или блокировать ваше судно».

Чисто юридически рекомендации британского военного судна были абсолютно выверены, но капитан Stena Impero опасался применения иранской стороной оружия. Поэтому следует говорить про танкер не «задержан», а «захвачен», подчеркивает эксперт по морскому праву, профессор Российского университета транспорта Василий Гуцуляк.

Василий Гуцуляк эксперт по морскому праву, профессор Российского университета транспорта «Что касается Ормузского пролива, то его ширина позволяет проход любого судна таким образом, что оно может пройти за пределами иранского территориального моря. Ширина иранского территориального моря — 12 морских миль. Мне кажется, что все-таки британский танкер в это время находился за пределами территориального моря Ирана. Это не выдерживает никакой критики, когда говорят, что он с кем-то столкнулся, не подал сигнал SOS. Думаю, что это маловероятно. В этом смысле, поскольку британский танкер находился за пределами государственной границы Ирана, вне юрисдикции Ирана, то, разумеется, никакие действия не могут быть оправданными. С этой точки зрения довольно часто СМИ используют слова «задержан танкер». Я хочу подчеркнуть, что речь идет о термине «захвачен», потому что о задержании можно говорить, когда судно зашло в порт и в силу каких-то технических причин или связанных с какими-то экономическими вопросами оно может быть задержано. Понятно, что капитан, принимая решение, берет на себя полную ответственность. Естественно, что он, может быть, подстраховался, особенно под угрозой оружия. Он, возможно, поэтому принял это решение следовать командам военных иранских катеров. Вообще, сегодня уже даже бытует формула, что Ормузский пролив — это самое опасное место в мире для судовождения. Наверное, в силу этого капитан подстраховывался, хотя еще раз повторю, у него были основания не подчиняться командам с иранских катеров».

Ранее США вышли из ядерной сделки с Ираном и сейчас регулярно вводят новые санкции против Тегерана. Их не поддерживает Совбез ООН и европейские союзники. До последнего времени Франция, Германия и Британия занимали единую позицию по Ирану.

Если британцы пойдут на односторонние санкции, это станет прецедентом, особенно в свете выхода Лондона из ЕС. Как отмечают эксперты, это будет означать изменение конфигурации европейских сил.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию