16+
Понедельник, 11 ноября 2024
  • BRENT $ 71.81 / ₽ 7025
  • RTS895.75
16 июля 2019, 11:15 Право

Научное сообщество встревожено делом сотрудников ЦНИИмаш о госизмене

Лента новостей

Уже третий за год сотрудник ЦНИИМаш задержан по делу о госизмене. 77-летний Сергей Мещеряков находится по домашним арестом. Его коллега, 75-летний Виктор Кудрявцев, уже год сидит в СИЗО. Детали дела неизвестны

Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Обновлено в 13:37

Уже третий сотрудник Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИмаш), 77-летний Сергей Мещеряков, стал обвиняемым по делу о госизмене. Год назад суд арестовал его коллегу, 75-летнего Виктора Кудрявцева, и его руководителя Романа Ковалева. По версии ФСБ, они передавали данные секретных исследований Бельгии.

Сергей Мещеряков — старший научный сотрудник центра теплообмена и аэродинамики, того же подразделения ЦНИИмаш, в котором работали и другие арестованные ученые. Четвертого июля дома у Мещерякова прошли обыски, а самого его поместили под домашний арест.

В Общественной наблюдательной комиссии Москвы не исключают, что решение о сравнительно мягкой мере пресечения для 77-летнего ученого было принято исходя из опыта, полученного после ареста 75-летнего Виктора Кудрявцева, который уже год находится в СИЗО. Вот что сказала Business FM зампред ОНК Москвы Ева Меркачева:

Ева МеркачёваЕва Меркачева зампредседателя Общественной наблюдательной комиссии Москвы «Суд, избирая меру пресечения, обязан учитывать и возраст человека, и наличие у него заболеваний. Мне кажется, системе всегда очень сложно открутить назад, и если изначально было принято решение об аресте, то потом в какой-то момент его не продлить — это своего рода вызов. Если бы судья на это решилась, к ней было бы много вопросов. А здесь, когда изначально избиралась мера пресечения, наверное, учли и опыт Кудрявцева, ведь Кудрявцев дошел до ЕСПЧ, ЕСПЧ сказал, что требуется его лечить, что сделать в условиях изолятора практически невозможно».

Суд по избранию меры пресечения для Мещерякова был фактически засекречен, СМИ узнали об аресте только спустя десять дней от коллег ученого, которые, как рассказал радиостанции сын арестованного Виктора Кудрявцева, теперь жутко напуганы. Те, кто помоложе, увольняются, но основной костяк — люди за семьдесят. Они очень хорошо понимают, что такое гостайна, и, соответственно, не понимают, за что преследуют уже арестованных ученых. Поскольку дела о гостайне засекречены, общественность знает об их деталях крайне мало.

Кудрявцева же обвиняют в том, что он якобы передавал бельгийскому институту гидродинамики секретную информацию о применении гиперзвуковых технологий в боевых ракетных комплексах «Авангард» и «Кинжал». При этом защита настаивает, что ученый более 20 лет вообще не имел доступа к секретным сведениям.

Сама структура ЦНИИмаш — головная научная организация госкорпорации «Роскосмос». Также ЦНИИмаш тесно сотрудничает с корпорацией «Тактическое ракетное вооружение», занимающейся гиперзвуковыми проектами. Сергей Мещеряков трудился в том же подразделении, но совместных проектов с Кудрявцевым и Ковалевым у него не было, сказал Business FM сын Виктора Кудрявцева Ярослав.

«Вместе они не работали. Если так понимать, что все это дело связано с сотрудничеством с Евросоюзом в рамках этой программы, которая была в начале 2010-х годов, то там было три проекта. Одним из проектов занимался и мой отец, и там же второй арестованный, Роман Ковалев. А Мещеряков работал в рамках другого проекта, связанного с защитой Земли от астероидов. Напрямую у них никаких совместных работ не было, но надо думать, что это общая политика — закрывать все работы, которые проводит ЦНИИмаш, чтобы не было никакого международного сотрудничества».

По данным источников «Интерфакса», дела всех арестованных ученых связаны. Деталей никто не знает, и никто не может точно говорить о невиновности арестованных, но то, что известно, никак не позволяет делать вывод о том, что они в чем-то виноваты. И это заставляет задуматься о том, что трое арестованных сотрудников ЦНИИмаш — это еще не финал. А если в СИЗО отправляют людей весьма почтенного возраста, тех, кто всю жизнь проработал на государство, и все это без каких-либо внятных объяснений, бояться начинают далеко не только сотрудники ЦНИИмаш, говорит научный сотрудник Института высокомолекулярных соединений РАН Сергей Люлин.

Сергей Люлин научный сотрудник Института высокомолекулярных соединений РАН «Мне как ученому, например, не очень нравится ситуация, когда научное сообщество не очень понимает, что случилось. Аргументы, которые приводятся, не очень убедительны. Это заставляет задуматься, что эта история, наверное, не такая простая, как представляется, а может быть, она вообще не такая, как представляется. В чьих интересах это делается, что происходит с ЦНИИмаш, я не знаю. В том, что у нас постоянно падают спутники, не думаю, что Виктор Викторович в этом виноват. В любом случае, если это были работы, которые подлежат какой-то закрытости, наверное, там есть первый отдел, как в любой такой организации, соответственно, претензии должны быть к руководству института. На мой взгляд, должна быть научная экспертиза, что было в условиях этого контракта. Наверное, тут важно слушать, например, мнение руководства Академии наук, что они думают по этому поводу, потому что, на мой взгляд, эта ситуация касается всей науки».

Сергей Люлин хорошо знаком с сыном арестованного Виктора Кудрявцева. Его семью он описывает как классическую московскую интеллигенцию, без каких-либо проявлений роскоши и так далее. То есть очевидных доказательств того, что ученые могли продавать секреты условному противнику, нет. А если допустить, что делалось это, например, просто от неприязни к Родине, как тогда объяснить, что эти же люди до семидесяти с лишним лет работали на свое государство? И если бы не аресты, судя по всему, продолжали бы и сейчас.

Между тем 16 июля Мосгорсуд продлил арест Виктору Кудрявцеву еще на три месяца до 20 октября. В СИЗО он находится с июля 2018 года.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию