16+
Четверг, 23 мая 2024
  • BRENT $ 82.16 / ₽ 7410
  • RTS1192.14
3 июля 2019, 04:17 Компании

«Обменял билеты в Батуми на билеты в Прагу, что делать?»

Лента новостей

Чехия 2 июля внезапно запретила российским перевозчикам совершать рейсы в страну, а потом передумала и разрешила полеты до 7 июля

Фото: depositphotos.com

Спор России и Чехии из-за транссибирских роялти оплатили авиапассажиры. Временный запрет на перелеты привел к отмене рейсов для российских и чешских перевозчиков. На волне недовольства взаимные санкции были отложены до 7 июля, но не отменены.

«Обменял билеты в Батуми на билеты в Прагу, что делать?» — то ли шутит, то ли делится так называемым «эпик фейлом» у себя в Facebook журналист Роман Могучий. Смешно, потому что это уже второй авиационный конфликт с участием Москвы за несколько недель. Чуть более недели назад Россия прекратила прямое авиасообщение с Грузией на фоне протестов в Тбилиси, объяснив это заботой о безопасности российских туристов. Теперь — внезапный конфликт с Чехией.

Прага 2 июля неожиданно запретила российским перевозчикам рейсы в Чехию. Поначалу в российской медиасреде удивлялись: что это чехи так взбеленились? Позднее чешские власти все же прояснили свою позицию — как утверждается, Москва сама ограничила «Чешским авиалиниям» перелеты через Сибирь, «они первые начали».

Хотя экономические споры редко порождают жесткие запреты авиаперевозок, это не уникальный случай, говорит заместитель главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко.

Дмитрий Дрозденко заместитель главного редактора журнала «Арсенал Отечества» «Можно сказать, что эти действия похожи на то, как, допустим, Трамп как бизнесмен вел свои дела, то есть у него вначале следовала резкая провокация, а потом попытка договориться и решение проблемы, скажем так, с сильных позиций, в случае если, допустим, противоположная сторона уступала его нажиму. Даже целая книга на эту тему написана. Такие случаи бывают, практика известна, и у нас были в советские времена подобные вещи, и в российские времена, когда пытались запретить нашим тяжелым самолетам «Руслан» летать по Европе, по миру. Наши тоже пригрозили, что примут ответные меры, и «Русланы» «Волги-Днепр» полетели».

В Праге заявили, что конфликт возник на почве согласования рейсов «Чешских авиалиний» в Сеул. Дело в том, что Россия, в отличие от большинства государств мира, не является участником Чикагского соглашения о принципах свободы воздушного пространства, которое запрещает взимать плату за пролет над своей территорией.

По данным источников СМИ, Прага попыталась согласовать для себя более выгодные условия, а Москва уперлась, что и спровоцировало взаимный запрет перевозок. Кого считать виновником испорченных отпусков чехов и россиян? Ситуацию комментирует генеральный директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак.

Борис Рыбак генеральный директор консалтинговой компании «Инфомост» «Это же система, созданная в Советском Союзе, когда была холодная война, когда пролеты над территорией Советского Союза были запрещены, и японские и французские товарищи, когда разрядка в 1972 году образовалась, тихонечко стали подсовывать деньги. Наши придумали эту хитрую систему всяких коммерческих платежей. С тех пор там много чего изменилось. В 1996 году весь мир подписал соглашение о гражданской авиации, по которому коммерческие авиакомпании имеют право пролетать над территорией практически всех государств, просто платят авианавигационный сбор. В общем, это очень устаревшая, архаичная система. Здесь нет никакой правости-неправости».

Главным бенефициаром системы, собирающей так называемые транссибирские роялти, считается «Аэрофлот». Именно ему в последние годы достается чуть ли не вся сумма сборов, которая может достигать сотен миллионов долларов.

Система не нравится никому — ни европейским перевозчикам, ни российским конкурентам «Аэрофлота», но пересматривать ее Москва не готова. В результате сегодняшний конфликт стал эксцессом долгого противостояния, но вряд ли запланированной эскалацией, считает независимый эксперт Дмитрий Адамидов.

Дмитрий Адамидов независимый эксперт «Наверное, кто-то вышел из отпуска, надавал по шапке, и как-то пришли в себя. Помните, у нас был такой эпизод в 2009 году, когда Ленинградский вокзал переименовали в Николаевский. Была ровно та же самая история, то есть начальства не было, кому-то оставили право подписи, вот он и выпустил. Поэтому я надеюсь, что это тоже такой казус, который нервы потрепал, но долгосрочных последствий иметь не будет».

Пока экономические трения стоили отпусков пассажирам нескольких отмененных рейсов «Аэрофлота», «Победы» и «Чешских авиалиний» — и нервов кратно большему числу путешественников. Конфликт заморожен до 7 июля — страны выдали перевозчикам взаимные временные разрешения.

В Госдуме призвали стороны сесть за стол переговоров и договариваться, а также выразили надежду, что «недоразумение скоро разрешится». Пока же тысячам россиян, которые планировали посидеть в чешской пивной, предстоит посидеть на иголках.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию