16+
Среда, 9 октября 2024
  • BRENT $ 77.54 / ₽ 7452
  • RTS913.97
27 июня 2019, 06:30 Политика

Путин и Трамп: одиночество двух президентов. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

«В Белом доме США вообще нет, похоже, никакой ясности о том, как строить отношения с Россией и надо ли их строить вообще. Одна надежда опять на «взаимную химию» в отношениях двух президентов», — считает политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Президенты России и США Владимир Путин и Дональд Трамп договорились о том, что они проведут встречу на саммите G20 в Осаке 28 июня. Пока на нее отведен один час. Ранее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сообщил, что во время переговоров секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева с помощником Трампа по нацбезопасности Джоном Болтоном в начале этой недели были достигнуты важные договоренности по Сирии, которые будут положены в основу переговоров Путина и Трампа. Последняя встреча Путина и Трампа один на один прошла в июне 2018 года в Финляндии.

В декабре 2018 года встреча Путина и Трампа была запланирована на саммите G20 в Аргентине, но ее отменил президент США на фоне российско-украинского инцидента в Керченском проливе 25 ноября. Тогда же он обусловил свою следующую встречу с президентом России освобождением украинских моряков. В Аргентине президенты лишь переговорили накоротке «на ногах». Чего ждать от встречи?

Если президентам о чем-то и удастся договориться, то это может быть определение правил игры в самых общих чертах в Сирии. И то не факт. Председатель Совета безопасности России Николай Патрушев имел в начале недели в Иерусалиме беседу с Джоном Болтоном. Они провели и трехстороннюю встречу с советником по национальной безопасности Израиля Меир Бен-Шабатом. США и Израиль, прежде всего, интересует сдерживание Ирана в Сирии и то, насколько Россия может этому сдерживанию посодействовать. Все, включая Трампа, хотели бы избежать полномасштабной войны с Ираном, которой в последние недели сильно запахло в регионе на фоне эскалации напряженности в отношениях между Вашингтоном и Тегераном. Последний также собирается через две недели выйти из «ядерной сделки» 2015 года и возобновить работы по обогащению урана в военных целях.

Насколько далеко готова пойти в посредничестве между Америкой и Ираном Москва, которая тоже не заинтересована в усилении влияния Ирана в Сирии, — это вопрос, который вряд ли возможно рассматривать отдельно от других проблем российско-американских отношений. Чтобы просто «таскать каштаны из огня» для Трампа, который сам во многом нынешний кризис с Ираном и заварил? Нет, не такие у нас сейчас отношения с Америкой. Они деградировали уже настолько, что между странами почти не осталось каналов коммуникации, чтобы вообще что-то решать.

Предварительной детальной подготовки предстоящей встречи в Осаке практически не было. Основная работа легла на советника по нацбезопасности США Болтона и главу Совбеза России Патрушева. 25 июня они беседовали полтора часа в Иерусалиме. Однако этих полутора часов для подготовки полноценной встречи президентов мало. Это похоже пока только на обозначение переговорных позиций. Правда, в начале мае Путина в Сочи навестил госсекретарь Майк Помпео, заверив в намерении Трампа приложить все усилия к улучшению отношений.

С тех пор, впрочем, никаких сигналов к такому улучшению не поступало. И пока не видно никаких признаков того, что России и Америке удастся двинуться навстречу друг другу по Украине, Венесуэле, Афганистану, да и по тому же Ирану. Не говоря уже о проблеме контроля за ядерными вооружениями. Контакты на уровне дипломатических ведомств двух стран уже давно минимизированы, чтобы прорабатывать какие-то компромиссы. Госсекретарь США Майк Помпео общается с Сергеем Лавровым гораздо меньше, чем тот же Сергей Лавров встречался и разговаривал с Джоном Керри, возглавлявшим Госдеп в администрации Обамы.

На «российском направлении» в администрации США явно доминирует «ястреб» Болтон. Который, кстати, является противником сохранения договора СНВ-3, истекающего в 2021 году. Как был он противником и сохранения Договора о ракетах средней и меньшей дальности, который уже фактически похоронен.

В Белом доме США вообще нет, похоже, никакой ясности насчет того, как строить отношения с Россией и надо ли их строить вообще. С одной стороны, Трамп может теперь несколько расслабиться в общении с Путиным, после того как спецпрокурор Мюллер не накопал никаких признаков сговора его с Москвой по время избирательной кампании. С другой — в ближайшее время администрацию покинут как минимум три человека, обладающие хоть какой-то экспертизой в российско-американских отношениях. До конца года покинет Москву посол США Джон Хантсман. Уходит в ближайшее время председатель Комитета начальников штабов генерал Джозеф Данфорд, у которого налажена была связь с начальником Генштаба России Валерием Герасимовым. Сотрудница Совета национальной безопасности США, обладающая обширным опытом общения с российскими политиками, Фиона Хилл тоже собралась в отставку.

В Вашингтоне уже не с кем становится разговаривать. Зато там неуклонно крепнет убеждение у многих, что с Россией разговаривать так и вовсе не о чем. Одна надежда опять на «взаимную химию» в отношениях двух президентов.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию