16+
Суббота, 27 июля 2024
  • BRENT $ 80.55 / ₽ 6893
  • RTS1102.01
28 июня 2019, 10:23

Зеркало экономики

Лента новостей

О чем свидетельствует статистика грузоперевозок по железной дороге? Что говорят эти данные о работе российской промышленности и сельского хозяйства?

Фото: BFM.ru

Погрузка на сети РЖД по итогам пяти месяцев немного снизилась: минус 0,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом погружено более полумиллиарда тонн. В целом, учитывая, что падение совсем небольшое, меньше процента, можно сказать, что погрузка осталась на уровне прошлого года. Кроме того, не будем забывать об эффекте высокой базы: в 2018-м погрузка росла хорошими темпами. А в этом году из-за теплой весны раньше началась речная навигация, то есть часть грузов раньше обычного перешла на водный транспорт. Так что результат неплохой. Особенно, если взглянуть на статистику чуть ближе. Она показывает хорошую динамику экспортных отправок грузов.

Павел Иванкин председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта «Все экспортные отправки сегодня растут. Мы видим, что растут отправки сырья для металлургической промышленности, это железная, марганцевая руда, лом черных металлов в положительной зоне. Естественно, уголь растет: в железнодорожном экспорте уголь практически 50% сегодня составляет. А если говорить о погрузке угля через российские порты, то это порядка уже 11%. И в принципе положительная динамика по определенным номенклатурам наблюдается, понятно, что при общем сохранении объемов 2018 года».

Продолжая рассказ о металлургическом сырье, если взять экспортные поставки, то отличные показатели у руды: отправка в адрес российских портов выросла практически на 16%. Также неплохие показатели у нефтеналивных грузов — рост отправок через порты в экспортных направлениях составил почти 3,5%. Хотя в целом перевозки этих товаров по железным дорогам снизились. Падение небольшое, меньше 2%. Связано оно, в том числе, с вышеупомянутой речной навигацией. Однако наш эксперт прогнозирует, что по итогам года показатели нефти и нефтепродуктов сравняются с 2018-м.

«Мы ожидаем, что в конце второго — начале третьего квартала будет просадка по нефтепродуктам, с учетом того, что открыта навигация на водный транспорт, и это традиционно, ежегодно. Но в целом, я думаю, что по итогам года на нулевые значения прироста погрузки мы выйдем».

Еще о прогнозах. Есть ожидания, что в связи с началом реализации строительных нацпроектов (жилищных и дорожных), хорошую динамику покажут стройгрузы. Напомним, нацпроекты только начались, все большие стройки впереди. Пока эта номенклатура дает не самые впечатляющие результаты. Но обратим внимание на первую «ласточку» — перевозки цемента (он считается отдельно), они за 5 месяцев уже прибавили 5%. Ждем, что с завершением в регионах конкурсов на поставки материалов, подтянутся и остальные строительные грузы.

«По строительным грузам, скорее всего, третий-четвертый кварталы будут более динамичными, с учетом того, что деньги по основным целевым программам будут выделены. Мы видим, что цемент эту динамику поддерживает, то есть он растет с начала года».

Теперь о главном аутсайдере. Это зерно, его перевозки снизились на 32%. Об этом даже непривычно говорить: вспомним, что в прошлом году зерно долгие месяцы было в безусловных лидерах по динамике, стабильно прибавляя под 50%. Это связано с тем, что российские аграрии вывозили рекордный урожай позапрошлого года. В 2018-м урожай был хоть и неплохим, но гораздо меньшим. С этим и связано такое падение. Но есть прогноз Минсельхоза, он ждет, что в текущем году урожай зерновых вырастет на несколько миллионов тонн по сравнению с годом прошлым, что, конечно, положительно отразится и на грузоперевозках.

«Самый большой, конечно, у нас аутсайдер — это зерно. Но с учетом тех прогнозов, которые сегодня дает Минсельхоз, я думаю, что, конечно, не в полном объеме, но частично, эти значения будут компенсированы».

В заключение вернемся к главной цифре за пять месяцев: небольшое падение грузоперевозок на 0,7%. Пауза в росте позволяет путейцам максимально широко развернуть ремонтные работы и подготовить сеть РЖД к новым объемам грузоперевозок. А новые объемы, конечно, будут: лето короткое, скоро начнется подготовка к отопительному сезону, а значит, возрастет спрос на уголь — самый массовый груз железных дорог. Ну а мы пока подождем новой статистики, скоро придет время подвести итоги за первое полугодие. Заглянем в Зеркало Экономики через месяц.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию