16+
Вторник, 26 ноября 2024
  • BRENT $ 73.23 / ₽ 7601
  • RTS768.11
6 апреля 2018, 12:31 Технологии

Telegram ответил Роскомнадзору

Лента новостей

Надзорное ведомство решило подать в суд на мессенджер: оно хочет ограничить доступ к Telegram в России. Представители компании назвали требования неконституционными

Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Обновлено в 16:55

Роскомнадзор подал заявление в суд об ограничении доступа к Telegram в России. Основание — статья 15.4 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Иск подан в Таганский районный суд Москвы.

4 апреля истек 15-дневный срок, отведенный Роскомнадзором администрации Telegram на предоставление ФСБ ключей шифрования. В понедельник, 2-го числа, адвокат Telegram Дмитрий Динзе сообщил журналистам, что компания уведомила Роскомнадзор о невыполнимости требования ФСБ.

Консенсус по Telegram пока не найден, в случае блокировки Кремль будет искать ему альтернативу. Такое заявление сделал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. При этом он признал, что мессенджер очень удобен для работы.

— Вопрос по поводу блокировки Telegram. Вот конференц-колл организуется именно через Telegram. Нам присылают оповещения, журналистам. Что будет, если Telegram все-таки заблокируют? Есть ли какая-то альтернатива у Кремля использовать другой мессенджер?

— Вы знаете, что много есть мессенджеров. Telegram очень удобный. Действительно, мы используем его, в том числе, и для общения с журналистами. Будет очень жаль, если не будет найден консенсус. Пока, насколько мы понимаем, он не найден. Но закон есть закон, и, если он не будет соблюден и будут приняты соответствующие меры, будем искать альтернативу, которая наилучшим образом будет отвечать нашим потребностям.

Ситуацию в беседе с Business FM прокомментировал интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев.

— Означает ли подача иска, что все, конец варианту с компромиссом, к которому могли вроде бы прийти?

— Нет, на мой взгляд, это наоборот означает продолжение переговорного процесса, поскольку в рамках судебного разбирательства можно дойти до состояния, на базе которого можно стимулировать изменения текущих требований в рамках законодательства. И изменение состава предъявляемых требований сервисом для того, чтобы с точки зрения технической и с точки зрения здравого смысла, разобраться, что мы от организаторов распространения информации должны получать, чтобы фактически и обеспечить безопасность населения гражданского общества, и в то же время не находиться технологически заведомо не в выполнимых условиях. Поэтому пока, я думаю, это сейчас наиболее удобный способ выйти из патовой ситуации и попробовать решить сложившуюся проблему.

— А сколько времени может занять судебный процесс и что это может означать для пользователей?

— Для пользователей это ничего не будет означать. Пока будет идти судебный процесс, Telegram будет работать. Когда будет уже вердикт суда, тогда его могут и заблокировать. Но, опять же, заблокировать — это что значит. Это в целом значит — создать достаточно некомфортные условия пользования сервисом для российских граждан, то есть сделать его неудобным. Но по факту заблокировать окончательно и бесповоротно в рамках российской юрисдикции мировой сервис, работающий в интернете, не получится на сегодняшний день. Плюс абсолютно точно отрицательное решение суда по работе Telegram в РФ он фактически может дать толчок блокировке практически всех мировых сервисов и мессенджеров. И не только, поскольку они все будут попадать ровно под ту же палку, что и сейчас находится Telegram.

— То есть, сейчас можно говорить о том, что судьба других мессенджеров пойдет по такому же пути?

— Сто процентов — да. Поэтому вопрос заключается в том, что тотальное исполнение текущих требований закона приведет к тому, что мы должны заблокировать практически все информационные ресурсы или средства передачи информации, работающие посредством интернета в современных технологических реалиях. Но считайте, что мы должны закрыть весь интернет, самостоятельно отрезавшись от него. Наверное, это не самая хорошая перспектива на сегодняшний день.

— Если Telegram все-таки будут блокировать, но, как вы говорите, что заблокировать его совсем нельзя, как это технически будет? Что значит, неудобно будет пользоваться им? Как это возможно?

— В первую очередь он будет по требованию Роскомнадзора изъят из магазинов: из Google Play, из Apple Store — вы его не сможете скачать, не изменив юрисдикцию вашего персонального устройства. Это уже первое неудобство, то есть сама доступность приложения. Второе — это, конечно же, постоянная такая игра в кошки-мышки в поиске IP-адресов, на которых работает сервис блокировки, и, может быть, даже анализа трафика. Но это могут делать только крупные провайдеры в Российской Федерации, у кого стоит соответствующее оборудование. Это совсем такая уже утопическая форма технологической войны по предотвращению работы сервиса на территории Российской Федерации. И я до конца не понимаю, зачем нужно столько технологических денежных вливаний со стороны бизнеса, со стороны операторов связи, чтобы бороться, в общем-то, не до конца понятно, с какой угрозой. И не понятно, зачем производить вот это вот вмешательство в работоспособность сервисов, которые, по сути своей, являются всего лишь навсего дистрибьютором контента, дистрибьютором информации. А причиной проблемной информации являются те люди, которые ее создают. С таким же успехом тогда можно начать бороться с самой сетью интернет, которая является системой передачи этой же информации, а не с высокоуровневыми сервисами. Именно с этим вопросом, на мой взгляд, и будет разбираться суд, и будет принимать решение относительно того, насколько разумно и правомерно предъявляются те или иные требования к сервисам, работающим поверх сети интернет.

Требования ФСБ к Telegram неконституционны, иск Роскомнадзора необоснованный, заявляют юристы мессенджера. «Позиция Telegram остается прежней: требования ФСБ предоставить доступ к частной переписке пользователей неконституционны, не основаны на законе, технически и юридически неисполнимы — следовательно, требование блокировки также необоснованно», — сообщил руководитель международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков. Однако юристы мессенджера еще не получили копию иска для ознакомления, сообщил Business FM адвокат «Агоры» Рамиль Ахметгалиев.

— Я сейчас прогнозировать не могу, потому что это даже будет не прогнозирование, а гадание на кофейной гуще, элементарно нужно посмотреть хотя бы исковое заявление. На что они ссылаются, каковы требования, как сформулирована резолютивная часть этого искового заявления, в каком порядке они подают, на какие нормы закона ссылаются, потому что, ну, скажем так, вкратце Роскомнадзор подал, потому что требуется — это одно. Как написано на бумаге — это нужно смотреть. Поэтому и прогнозы, и предположения — можно будет говорить о них лишь после получения копии искового заявления. Я надеюсь на быстрое получение.

— Сам факт подачи иска для вас сюрпризом не стал, уже было понятно, что это случится или нет?

— Ну да, подача иска предполагалась. Вопрос был только во времени: будет это сегодня или будет это через неделю.

Пресс-секретарь Таганского суда Юлия Сухинина подтвердила Business FM получение иска. «В Таганский районный суд Москвы поступило заявление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций об установлении на территории РФ ограничений доступа к информационным системам и программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и используются для приема, передачи, доставки и обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет и функционирование которых обеспечивается Telegram Messenger Limited Liability Partnership, — сказала представитель суда. — Процессуальных решений по указанному заявлению пока не вынесено, заявление передано на изучение судье». Сухинина добавила, что «информацию о процессуальном движении иска» представители суда сообщат в ближайшие дни.

В России Telegram — одна из самых популярных информационных платформ. Именно в Telegram существует множество популярных анонимных новостных и политических каналов, которые по факту являются альтернативными СМИ. Каналы в мессенджере есть и у большинства ведомств. Это единственный мессенджер, который поддерживает данную функцию.

Если иск Роскомнадзора будет поддержан судом, для Telegram это, по сути, будет приговором, считает советник президента по развитию интернета Герман Клименко:

Герман КлименкоГерман Клименко советник президента по вопросам развития интернета «Честно говоря, даже не знаю, чем закончится. Я уверен, что в силу ряда обстоятельств Павел [Дуров] будет упираться до последнего, потому что как бы он ни говорил, что ему Россия не важна, единственный информационный повод для продвижения Telegram в мире — это история как раз наша. Ну и в этом плане блокировки или любое решение суда в пользу Роскомнадзора, для Telegram будет, по сути, приговором в России. Поэтому, конечно, я думаю, что юридически у нас будет увлекательный процесс впереди, прогнозировать его развитие я пока не готов. Во-первых, что такое современные мессенджеры? Это, в первую очередь, социальный граф. То есть у нас у всех в наших вотсапчиках, в наших телеграмчиках, в наших фейсбушечках сидят все наши социальные связи. Да, наверное, на 100% заблокировать технически в мире ничего невозможно, но пример Украины и России, когда Украина заблочила «ВКонтакте» и Яндекс показывает, что это делается легко, быстро и непринужденно. Да, безусловно, какая-то часть Украины ходит под VPN на запрещенную территорию, но это мизер — 10-20%. Если это негативное решение для Telegram, то сама по себе техническая сторона вопроса не представляется очень сложной. Об этом мало кто думает, но прямо в день вынесения решения по Telegram из него мгновенно, есть такой термин интернетовский, «выпилятся» все чиновники, потому что им не нужно дожидаться блокировки. Он потеряет мгновенно всю чиновничью и околочиновничью аудиторию, которая составляет именно то ядро, вокруг которого создаются telegram-каналы, которые мы цитируем. То есть там, на самом деле, огромный пласт, такая лавина, которая давно нависла и действительно может рухнуть, в случае неблагоприятного решения для Telegram. То есть прогноз я бы дал негативный на существование Telegram на территории России, если решение суда будет не в его пользу».

Еще накануне, казалось, что российские власти, похоже, готовы к компромиссу. В частности, министр связи назвал ситуацию с Telegram прецедентом и сказал, что с этим должен разобраться суд.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию