Reuters: Украина сорвала сделку с Россией о безопасном судоходстве в Черном море
Лента новостей
Сделка обсуждалась два месяца при посредничестве Турции, по итогу стороны согласовали текст документа, который 30 марта должна была обнародовать Анкара. Но «в самую последнюю минуту» Киев отказался от сделки
Переговоры между Россией и Украиной о безопасном судоходстве в Черном море, по данным источников Reuters, проходили при посредничестве Турции после призыва к этому со стороны ООН. Сделка обсуждалась два месяца.
Москва и Киев должны были предоставить гарантии, что они не будут обстреливать и задерживать суда, которые везут товары невоенного назначения. По итогу стороны согласовали текст документа, который 30 марта должна была обнародовать Анкара. Но «в самую последнюю минуту» Киев отказался от сделки.
Агентство уточняет, что причины такого поведения Украины неизвестны. Украине и союзникам невыгодно обнародовать причины отказа от сделки, считает директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве России Алексей Зубец.
Алексей Зубец директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ, доктор экономических наук «Я считаю, что основная причина отказа Украины и выхода из уже согласованного соглашения об обеспечении безопасности в акватории Черного моря состоит в том, что это либо давление Великобритании, которая стоит за ударами дронами по российскому флоту, либо пиар самого украинского руководства. Потому что из всего, что на сегодняшний день удалось украинским властям достичь в этом военном конфликте в ходе спецоперации, единственный их успех — это блокирование российского флота в черноморских портах, которое было сделано при помощи плавающих дронов. И возникает дальше у Украины вопрос, что они будут демонстрировать своим западным союзникам и своему собственному общественному мнению, если будет достигнута договоренность о возобновлении нормального судоходства в Черном море. Это значит, что им придется отказаться от ударов вот этими надводными дронами. А это наиболее зрелищный, наиболее эффектный способ демонстрации того, что Украина чего-то добилась в ходе этого конфликта. На самом деле судоходство по Черному морю есть, если говорить о черноморских поставках на мировой рынок, из Одессы они как были, так и есть. То есть из Одессы корабли выходят, идут вдоль румынского побережья, прижимаются к берегу, и за счет этого в территориальных водах натовских стран — Румынии и Болгарии — какие-либо действия против этих судов становятся невозможными. Ну и Россия действует таким же образом, плавая вдоль берегов Турции. То есть по факту судоходство и так существует, но оно стало бы более безопасным и более дешевым, если бы такие договоренности были. Потому что на сегодняшний день многие перевозчики отказываются плавать по Черному морю либо требуют какую-то более высокую страховку, потому что это опасно. А невозможность зайти нероссийской компании в российские порты, вернее неготовность рисковать своими судами, удорожает перевозки».
Действие зерновой сделки, которая в том числе предусматривала безопасные коридоры для прохода в Черном море, завершилось 17 июля прошлого года.